Продолжение. Начало в № 69
В 1930–1970-х годах в Магнитогорск нередко приезжали фотохудожники, снискавшие не только всесоюзную, но и мировую известность. Многие из них со временем были признаны классиками отечественного фотоискусства, а их снимки стали свидетельствами огромной силы, повествующими о том, как строилась и развивалась страна. Их нередко упрекали в пафосности, постановочности, излишней героике, но при этом своим умением чётко подмечать детали фотографы рассказывают теперь нам, сегодняшним, правду о том времени.
В первые десятилетия советской власти перед фотографами не стояла задача показать настоящее. Необходимо было показать людям зачатки будущего, подтолкнув к новым трудовым свершениям. Поэтому даже в бытовые сцены советской жизни фотографы добавляли крупицу героизма, а то и не крупицу. Через объективы их фотокамер, как через призму, суровая действительность волшебным образом преображалась – советская реальность выглядела величественной и непобедимой.
Евгений Ткаченко
Челябинский фотограф, автор знаменитого снимка «Труба тебе, Аденауэр!», облетевшего весь мир. Фотожурналистике посвятил шестьдесят лет, 35 из них проработал собкором ИТАР-ТАСС по Челябинской области. За это время в ленте главного информагентства страны было опубликовано более двадцати тысяч его сообщений. Работы Евгения Ткаченко регулярно появлялись в советской «Правде» и зарубежных агентствах, но всего этого могло и не быть, если бы будущий ракетчик не увлёкся фотографией. Обучался он на закрытом факультете, который готовил специалистов для ракетостроения. Был самым перспективным в группе. Отучившись два курса, решил сделать выбор в пользу фотографии и творчества для этого перешёл с «режимного» факультета на машиностроительный, учился и снимал для газет и журналов. Во время защиты диплома председатель госкомиссии – главный инженер завода Колющенко позвал на производство, но Ткаченко устроился в «Челябинский рабочий» корреспондентом в отдел промышленности. Снимал жизнь тружеников советского села, практически ежедневно делал репортажи с промплощадок. На ММК Евгений Ткаченко был частым гостем, а его фотоснимки из горячих цехов моментально разлетались по центральным газетам и журналам.
Евгений Халдей
Советский фотограф, автор знаковых снимков «Первый день вой-ны» и «Знамя над Рейхстагом». К созданию каждой работы Халдей подходил основательно, считая, что спешка в этом деле ни к чему, ведь фотография должна передать дух времени и события. Поэтому многие его снимки были постановочными, включая «Знамя над Рейхстагом». По заданию ТАСС Халдей сделал снимки, когда Берлин был полностью занят советскими войсками, а на Рейхстаге развевалось множество красных знамён. Фотограф попросил первых встречных солдат помочь сделать фотоснимки. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалёв, фотограф привёз с собой. После войны в стране начались масштабные чистки. В конце 1940-х его уволили из ТАСС ‒ по «нецелесообразности использования» и из-за низкого уровня образования, а на самом деле по национальному признаку. Он смог устроиться только в журнал о художественной самодеятельности. Прошли долгие десять лет, прежде чем его снимки снова появились в центральной печати. Халдей устроился в газету «Правда», где проработал пятнадцать лет. По заданию редакции вылетал в разные уголки страны в поисках интересных кадров и героев. За творческую карьеру успел поработать в Москве, Заполярье, на Днепрострое, в Харбине, оставив интереснейший архив. Дважды Евгений Халдей побывал в Магнитогорске, результатом этих поездок стала серия фотографий из цехов ММК. Мировое признание пришло к фотографу только в конце жизни. В 1995 году он получил почётную награду ‒ Рыцарь Ордена. В 1997 году вышли документальный фильм о нём и книга.
Иван Шагин
Его, как и Халдея, называют летописцем Великой Отечественной войны. Иван Шагин вошёл в число немногих фотографов, чьи снимки с поля боя публиковались на Западе. На самом деле Шагин был универсальным фотографом, и сделанные им фотографии мирного времени моментально становились известными на всю страну. Фотографией Шагин увлёкся в 21 год, получив первые навыки в кружке фотолюбителей «Наша жизнь». Со временем его работы появились в знаменитой «Комсомольской правде». Героями фотоснимков были рабочие и крестьяне, новая техника и передовики производства. Зрители отмечали, что автору удавалось сочетать необычное и типичное, и делать это искренне и достоверно. Портреты членов правительства и руководства партии, выполненные Иваном Шагиным, стали использовать для наглядной агитации. Фотографу посвятили статью в журнале «Советское фото» и назвали «художником нашей действительности».
С первых дней войны Шагин переквалифицировался в военного фотожурналиста. Его фотографии – выразительные и драматичные – известны многим: раненый комиссар с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, люди, слушающие выступление Молотова по радио… Для съёмки он использовал тяжёлую и громоздкую камеру с мехами, таская её на себе и с риском для жизни выбирая ракурс под обстрелом. В 1943 году Иван Шагин оказался на передовой трудового фронта – на Магнитогорском металлургическом комбинате, где шло строительство доменной печи № 6 – самой большой в Европе.