Небольшое двухэтажное здание спряталось в тени пятиэтажек, словно уединившись в тишине воспоминаний, но ветераны-строители дорогу в свой музей найдут и с закрытыми глазами. С того дня, как состоялась первая экскурсия – 30 июня 1978 года – интерес к музею не пропадает. Уже через две недели после открытия его порог переступил тысячный посетитель.
Со временем музей расширил свою деятельность, и к традиционным экскурсиям добавились концерты, памятные даты, встречи с ветеранами, многочисленные торжественные мероприятия. Спросите постоянных посетителей – а таких в музее немало – и они подтвердят: сюда можно ходить хоть ежедневно, и каждый раз будешь находить для себя что-то новое, потому что музей – это не застывшая история, он живёт и развивается, а его фонды и экспозиции пополняются новыми, подчас уникальными экспонатами.
Валентина Яковлевна Журавлёва в музее частый гость. Приходит по рабочим делам, как председатель местного ТОСа, и просто пообщаться с близкими по духу людьми. Музей Магнитостроя давно стал для ветеранов-строителей местом притяжения. В этот раз Валентина Яковлевна пришла по важному делу. Разбирая в саду старые вещи, она наткнулась на рабочие инструменты своего деда Пётра Леонтьевича Кривого. Поначалу хотела выбросить, но, поразмыслив, решила отдать в музей – пусть молодёжь посмотрит, чем первостроители строили легендарную Магнитку.
– На Южный Урал дед приехал в начале тридцатых годов с Украины, – рассказывает Валентина Яковлевна, бережно вынимая из пакета ручной столярный инструмент. Деревянные рукоятки отполированы до блеска – видно, что все эти пилы и рубанки послужили своему владельцу на славу. – Он был отличным плотником, и его приняли в заводоуправление, где он мастерил мебель. Затем кто-то написал на деда донос, указав, что он из кулаков, и его вместе с бабушкой отправили в спецпосёлок, в барак на восемнадцать комнат.
Директор музея Татьяна Коновалова с благодарностью принимает новые экспонаты – со временем многие из них пополнят музейные экспозиции. Татьяна Викторовна – третий руководитель за 45-летнюю историю музея.
– Первым директором была Тамара Викторовна Белякова – выходец из краеведческого музея, грамотный специалист, – рассказывает Татьяна Коновалова. – Вторым директором стала Любовь Ивановна Подлужнова. Она также стояла у истоков музея, принимая активное участие в его создании. Начинала как научный сотрудник, а в начале девяностых стала директором и руководила музеем более двадцати лет. Постепенно штат, начинавшийся с двоих человек, разрастался. Были времена, когда, по словам Любови Ивановны, за стол садилось семнадцать человек. Были смотрители, полотёры, фондовики, художники.
Тихими музейные залы можно назвать лишь условно. Стоит «прислушаться» к многочисленным фотографиям, предметам быта, старым документам – и их устами заговорит время. Разное время: трудное, голодное, опасное, наполненное трудовыми победами и многочисленными трудностями, человеческой болью и радостью. Строящаяся Магнитка была у всех на устах. Да и как иначе, если механизация аховая, а рекорды – мировые! Двухкубовый экскаватор, как, впрочем, и любая другая техника, казался чудом. Тачка, кирка, деревянная баба для забивки свай вручную, коза для переноски кирпича, архаичная грабарка – вот орудия труда, с помощью которых строился гигант чёрной металлургии. Трудно начиналась Магнитка и в бытовом плане. Одно из свидетельств того: лыковые лапти, в которых строили доменные и мартеновские печи, прокатные станы и коксовые батареи наши деды и прадеды, – не из Древней Руси, а из тридцатых годов прошлого века. Благодаря кропотливой работе сотрудников музея Магнитостроя, все эти реликвии и артефакты можно не только увидеть, но и потрогать, то есть в буквальном смысле прикоснуться к истории, ощутить силу времени.
Огромную ценность имеет фонотека с голосами первостроителей, потому что их устами сегодня говорит сама история.
– В настоящее время фонды музея насчитывают более тридцати тысяч единиц, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Документы, фотографии, личные вещи, предметы быта. Не так давно одна из жительниц нашего города принесла в музей платье своей матери, сшитое вручную, и вещи отца, которые служили ему всю войну. То есть за каждым из экспонатов стоит вполне реальная история – человека, семьи, рода. Внук ветерана Магнитостроя Василия Синельникова принёс боевые награды деда. У нас есть личная его коллекция, в которую вошли экспонаты, переданные в дар музею ещё самим владельцем. В этом году у нас на экскурсии побывала женщина, которая 45 лет назад вместе со студентами ПТУ № 90 делала яшмовые полы в пятом зале, где в настоящее время представлены современные достижения треста «Магнитострой». Тогда им привезли обломки яшмы, оставшиеся от знаменитых яшмовых полов, уложенных строителями в здании цирка. Из них они и сделали в музее такую красоту. Для отделки стен были применены новые технологии: специальным оборудованием на поверхность наносили раствор, а затем «прочёсывали» жесткими щётками, и в результате появлялся металлический блеск. То есть даже само здание – часть истории Магнитостроя, города и строительных технологий, применяемых в семидесятые годы.
Инициаторами создания музея стали партийный комитет, объединённый постройком и управление треста «Магнитострой». На помощь им пришли ветераны, известные строители, молодые энтузиасты. Тамара Белякова и Любовь Подлужнова обошли 170 ветеранов стройки, собрали редкие документы и личные вещи первостроителей для создания экспозиций, за полгода сформировали музейный фонд в семь тысяч единиц хранения, который пополняется по сей день. Руками художника-модельера, ветерана Магнитки Ивана Надеенко, которому на тот момент было 75 лет, были созданы диорамы строительства ММК, отличающиеся почти исторической точностью. Пока одни по крупицам собирали материалы и экспонаты, другие – опытные художники, отделочники, столяры – занимались оформлением залов.
– В диораме, изготовленной Иваном Надеенко, можно увидеть, что на Магнитострое применяли, например, не только деревянную козу, но и брезентовые носилки, – отмечает Татьяна Коновалова. – Мне довелось послушать его воспоминания, где он рассказывает, что попытался в деталях передать атмосферу того времени: одежду, орудия труда, технику. Например, на строительстве первых металлургических объектов применяли не сварку, а клёпку. И занимались этим не только мужчины, но и женщины.
Ветераны-строители с удовольствием приходят в свой музей. Для них – это встреча со своим прошлым, своей юностью. Медленно ходят они от экспоната к экспонату, радуются, обнаружив на фотографиях знакомые лица. Впрочем, музей, позиционирующий себя как производственный, пользуется интересом не только у строителей и их потомков – только за нынешний год в музей приезжали четыре научные экспедиции из Москвы и Екатеринбурга, а до пандемии среди посетителей было немало иностранцев. Захаживают в музей Магнитостроя и знаменитые блогеры, отмечающие удивительную атмосферу камерных музейных залов. Учитывая потенциал музейных фондов, возможностей для исторических открытий – больших и маленьких – здесь хватит на долгие годы. Музей по-прежнему не ограничивает свою деятельность только экскурсиями и консультациями, проводя большую работу с детьми и ветеранами. Квесты, шахматные турниры, мастер-классы, научно-практические конференции, занятия в самодеятельном ансамбле, хоровых коллективах, участие в песенных баттлах. Музей должен быть гибким, выходить за рамки «классики», уверена Татьяна Викторовна.
– Несколько лет назад музей Магнитостроя стал общественной территорией Музея Победы, – отмечает Татьяна Коновалова. – Большую роль сыграл в этой истории военный зал, оформленный в своё время художником Виктором Быковым, а также те гражданско-патриотические мероприятия, которые проводим в нашем пространстве. В этом году мы совместно с председателем совета ветеранов треста «Магнитострой» Владимиром Константиновичем Огарковым получили диплом победителя городского смотра-конкурса производственных музеев, кроме того, вошли в число российских музеев, которые стали участникам фестиваля «Кино на службе Отечества». Было несколько закрытых показов, где мы демонстрировали фильмы о событиях на Донбассе. Наш куратор – Музей Победы – размещает на нашем сайте видеоинформацию из разных музеев страны. В перспективе мы мечтаем о том, что у нас появится зал современности, потому что трест «Магнитострой» и в XXI веке остаётся уникальным предприятием, на счету которого немало новых технологий, форм работы и производственных достижений. У нынешнего «Магнитостроя» – свои герои. И о них тоже нужно рассказывать.