Для меня 21 сентября не только день рождения Сергея Есенина. Это ещё и день рождения женщины редкого человеческого обаяния - Августы Алексеевны Ступак. Как она сама говорила о себе: "Родилась в день рождения Богородицы и безбожника Серёжки Есенина". Произносилось это в тесном кругу друзей, где мы пели романсы.
Правда, любимым поэтом у Августы Алексеевны был Михаил Лермонтов. Для тех, кто не помнил текста, она бережно хранила записи романсов, вовлекая таким образом всех присутствующих. Организатор! Традиция петь романсы была неизменной, а поводы для встреч - разными. Пусть астрологи гадают, что значит сия дата. Какие планеты встретились на небосклоне в этот день - 21 сентября 1930 года? Бесконечно удивляюсь тому, как много вселенского сошлось в одном человеке, который пришёл в этот мир тёплым сентябрьским днём.
Магнитогорцы вспоминают многогранно талантливую личность, вобравшую в себя огромное количество лучших человеческих качеств: строгость и дипломатичность, скромность и творческую активность, сосредоточенность на главном и умение выстроить, казалось бы, несовместимые вещи. А ещё доброту, трудолюбие, терпеливость, усердие, огромную ответственность, высокую культуру личности, верность, бескорыстие, искренность, честность, уверенность в себе, высокий интеллект, оптимизм, жизнерадостность. Это всё о миниатюрной женщине с осанкой балерины, об Августе Алексеевне.
О ней подумают, без сомнения - была и есть! И не только люди, связанные с культурой Магнитогорска. Была, потому что почти два года нет с нами любимой Августы Алексеевны Ступак, сейчас ей исполнилось бы 90 лет… И есть! Потому, что есть в Магнитогорске Дворцы, которые она строила, в прямом и переносном смысле. Дворец культуры имени Ленинского комсомола, ныне - театр оперы и балета, Дворец культуры имени С. Орджоникидзе, где она была строительным и действующим директором, Детский Дворец культуры, ныне центр детского творчества "Вдохновение".
Не буду перечислять факты из биографии Августы Ступак. Просто хочу вспомнить о ней и о том, как хорошо работалось под её руководством. Мне посчастливилось быть коллегой и другом Августы Алексеевны. Я была режиссёром театрального коллектива в Детском Дворце культуры. Достигнув пенсионного возраста, Августа Алексеевна не ушла на заслуженный отдых, а открыла это учреждение культуры для детей южных районов города. Здесь работали бесплатные кружки технической и эстетической направленности. Придумывали всевозможные культурные акции для детей и взрослых. Театр моды - об этом ещё не слышали, а у нас он уже был. Детский духовой оркестр - скажете, несовременно? А мальчишки с огромным удовольствием бежали на занятия! Массовая новогодняя кампания - да пожалуйста! Танцевальные коллективы разного жанра, всего не перечислить… Сколько детей спасли от негативного влияния улицы. И всё это придумала и организовала она, Августа Алексеевна Ступак. Огромный коллектив педагогов-профессионалов и целая армия воспитанников. Какая это была поддержка, школа и дружба одновременно.
Как руководитель умела поддержать любую творческую идею, даже не нравившуюся ей лично. Однажды я принесла ей поэму Роберта Рождественского "Двести десять шагов". Моей творческой идеей было создание театрального действа о человеческой смелости и целеустремлённости, о желании человека летать. Августа Алексеевна, прочитав текст, выразила своё несогласие с необходимостью показывать детской аудитории жестокие вещи. Словом, не одобрила. Пришлось дискутировать. Дело в том, что мои воспитанники к тому времени подросли, и тема Колобка стала вроде как неуместна. В итоге состоялось это театральное действо, которое потом высоко оценило жюри театрального смотра… А вскоре я и моя коллега, режиссёр Людмила Кулагина, объединили свои творческие устремления и создали при Детском Дворце театр-студию "Крылья". Мы ставили очень смелые постановки и серьёзных авторов - В. Шекспира, Е. Шварца, Л. Разумовскую… Коллектив представлял город на Всероссийском фестивале детского театрального искусства. А кто находил деньги для этой поездки? Всё та же Августа Алексеевна! Теперь она была другом "Крыльев".
Когда Августа Алексеевна ушла на пенсию, она регулярно приходила в качестве зрителя-критика на все наши спектакли - я очень ценила её грамотные замечания. Слово "ушла" к Августе Алексеевне не подходит. В то время она состояла в культкомиссии профкома Магнитогорского металлургического комбината и блестяще организовывала встречи для пенсионеров ММК. Одни только литературные гостиные чего стоили!
Сколько энергии, таланта и жизнелюбия отмерила судьба этому человеку! А может, не отмерила? Детство и юность Августы Алексеевны были не сладкими. Война, голодное военное детство и сиротство с восьми лет. Поступив в театральный институт, она не смогла учиться - надо было поддерживать семью, двух братьев... Институт она окончила позже, правда, другой, но с отличием.
Даже в трудное время талантливый человек умудряется жить интересно и насыщенно. Детство и юность Августа Алексеевна вспоминала с любовью и благодарностью. Воспитанница самодеятельной балетной и вокальной студии, она обладала поставленным оперным голосом, прекрасно танцевала, виртуозно разбиралась во всех видах искусства и ценила хорошую литературу, всегда была душой компании. Незадолго до её ухода я узнала, что Августа Алексеевна писала стихи.
Сейчас часто говорят о людях, которые сделали себя сами. Такой была Августа Алексеевна. Она умела любить жизнь и уважать людей, делать их счастливее. И сама была счастлива и в семье, и в работе. Добрая и светлая память! Пишу эти строки, а в памяти звучит её сильный, редкого тембра голос: "И если время, ветром разметая, / Сгребёт их все в один ненужный ком... / Скажите так... что роща золотая / Отговорила милым языком".