Тема выставки, которую старший научный сотрудник музея Татьяна Фатина обозначила ёмкой фразой – «Память сильнее времени», включает в себя всё – человеческие судьбы, тяжёлые события, победы и поражения.
На открытие были приглашены педагоги и школьники, журналисты городских СМИ, представитель городского исторического сообщества реконструкторов Юрий Фёдоров, дочь погибшего красноармейца Светлана Хмель, руководитель поискового отряда «Феникс» Артём Любецкий.
Татьяна Фатина начала рассказ с фотографии скульптурной композиции мемориального комплекса «Штыки», посвящённого защитникам Москвы. Предположительно в братской могиле, входящей в этот комплекс, покоится более семисот человек. В боях за Москву были задействованы танковые соединения, прибывшие с Урала. Танки были одеты в магнитогорскую броню, а среди танкистов было немало наших земляков. Три штыка, составляющие центральную часть композиции, символизируют три вида войск Красной Армии оказавшие сопротивление наступающему врагу: бронетанковые войска, кавалерию и пехоту. По мере рассказа лица подростков становились всё серьёзнее. С интересом слушали ребята рассказ о том, что хранили солдаты в своих вещмешках: алюминиевые ложки с нацарапанной фамилией и инициалами, котелки с продавленным дном, поскольку солдатская смекалка подсказывала, в такой котелок каши или щей повар отвалит полнее, письма из дома, очки, ключ от дома, чтобы обязательно вернутся домой. Существовало поверье, чтобы вернутся живым домой, надо занять у соседа денег, а с невыплаченным долгом не погибают. Находилось в вещмешке место бритвенным принадлежностям. Позабавил слушателей рассказ Татьяны Фатиной о том, как легендарный сталевар-стахановец Алексей Грязнов жаловался в письме своей жене на то, что командиры заставляют его сбрить бородку, как того требовал устав. «Почему я отрастил бороду? Хочу напомнить собой русского мужика, – пишет жене Грязнов. – Пойду в бой, и вид русского мужика будет ещё яростней звать вперёд и меня самого, и моих бойцов… Вот так, Клава. Тебя спрашивают, почему я ношу бороду, а ты отвечай так: «Она у него памятник старинный, когда деды наши били немцев на льду Чудского озера, она – память об Александре Невском, у которого всё войско было с бородами». А я следую примеру предков наших, о которых говорил товарищ Сталин. Они во многом служат нам примером… Пусть подлая фашистская душа помнит век свой и детям закажет, чтобы на Россию не ходили. Все равно будут битыми».
До радостного дня Победы Алексей Грязнов не дожил, погиб 11 сентября 1944 года в бою у хутора Пикасилла в Эстонии. Место захоронения нашего земляка известно и могила его ухожена . Но тысячи не найденных и сотни неопознанных останков красных командиров и бойцов ещё ждут своего часа. Командир поискового отряда «Феникс» и по совместительству руководитель музея в клубе «Рубеж» Артём Любецкий рассказал, что за последние десять лет из 230 тысяч останков погибших в годы Великой Отечественной войны солдат, установлены имена всего лишь двенадцати тысяч. К слову, Артём Евгеньевич тоже принял участие в подготовке выставки, предоставив предметы, найденные поисковиками на местах былых сражений.
С каждым новым рассказом лица гостей становились оживленнее, равнодушие и скука уступали место задумчивости и заинтересованности. Апофеозом открытия выставки стало выступление ветерана общественного движения «Дети погибших Защитников Отечества», дочери бойца Красной Армии Сидора Анохина Светланы Анохиной-Хмель. В соавторстве с Татьяной Фатиной она участвовала в создании книг о детях войны. Каждая книга – это сборник реальных историй, воспоминаний людей, живших в то непростое время. Особый интерес слушателей вызвал рассказ Светланы Сидоровны о том, как она нашла место гибели своего отца, долгие годы считавшегося без вести пропавшим.
За свою короткую жизнь Сидор Анохин успел стать участником двух войн: едва вернувшись с финской, был призван на Великую Отечественную. На начало войны ему исполнилось 20 лет. Его призвали на фронт на второй день войны – 23 июня сорок первого года. В начале декабря у него родилась дочь Светлана, первые годы жизни которой прошли на территории оккупированной Украины.
У Анны Ильиничны – вдовы Сидора Анохина – трое братьев воевали на фронте, а четвёртый работал в Магнитогорске, куда Анна со Светланой переехали в 1946 году. Долгие годы известий об отце и муже не было, а первый официальный запрос, сделанный в 1948 году, принёс безрадостную весть – пропал без вести… Куда только не писала Светлана в поисках отца: в архивы, Красный Крест, Саксонский мемориал. Ответ пришёл лишь в 2014 году – украинские поисковики нашли останки Сидора Анохина в семи километрах от Киева.
21 июня 2014 года прах красноармейца был доставлен в Челябинск Иваном Абрахиным. О себе он говорит скупо – настоящие герои скромны и незаметны в жизни. В заключение выступления, Светлана Сидоровна передала в дар музею памятную медаль – единственную вещь, связанную с именем отца. Наверно есть определённая логика в том, что в год семьи я узнал историю о том, как магнитогорская семья спустя семьдесят лет, дождалась с войны своего солдата. После завершения встречи её участники ещё долго не хотели расходиться. Знания, полученные в стенах музея, оставили глубокий след. Возможно, кто-то из школьников со временем пополнит ряды поисковиков. Но, главное, что они будут помнить и об этой встрече и о людях, ставших героями выставки, а память человеческая практически вечна, если есть кому её передать.
Константин Жихарев, краевед