Десять томов за десять лет, подготовленные и изданные одним человеком, без какой-либо государственной поддержки, - событие неординарное. О том, как родилась идея книги, и об основных этапах её создания рассказывает автор, историк-краевед Геннадий Васильев.
"В Магнитогорске работа по восстановлению исторической правды и справедливости началась во второй половине 80-х годов прошлого века. Именно тогда "прорвало" завесу секретности над одной из чёрных страниц в истории нашего государства - репрессиями сталинской системы по отношению к своему народу. Это было время, когда ни один человек, от рабочего до министра, не был застрахован от ареста и приговора. Во время горбачёвской гласности в стране стали появляться статьи, посвящённые не только видным деятелям партии и государства, расстрелянным в конце 30-х, но и массовым репрессиям.
Не оказался в стороне и Магнитогорск. В 1988 году при редакции газеты "Магнитогорский рабочий" сформировалась небольшая группа, которая поставила перед собой задачу информировать общественность, рассказать правду о тех, кто был осуждён по 58-й статье и прошёл сталинские концлагеря. Это объединение возглавила журналист газеты Елена Карелина, кроме неё в группу вошли преподаватель МГМИ Галина Турковская, внук репрессированного Олег Карякин и я.
К этому времени бывшие политзеки объединились в ассоциацию и начали работу по восстановлению своего доброго имени и возвращению конфискованного во время ареста имущества. Они добивались того, чтобы время отбытия наказания было включено в трудовой стаж. В 1987-1991 годах был принят ряд законодательных актов - "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов", "Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов", которые свидетельствовали о том, что советское руководство официально признало факт массовых политических репрессий.
Накопленный опыт и личный архив позволили мне подготовить и опубликовать первую книгу, посвящённую репрессированным жителям Кизильского района. Эта небольшая по объёму книга легла в основу более полного издания, в которое вошли имена пострадавших жителей Магнитогорска и восьми прилегающих к нему сельских районов. Выход первого тома "Книги памяти" был приурочен к 80-летию Магнитки. Каждый последующий том становится продолжением предыдущего. В то же время каждую книгу можно считать и самостоятельной, ибо первая глава даёт большой фактический материал, как о проблеме политических репрессий, так и о событиях, которые разворачивались в нашем городе и в сельских районах, начиная с 30-х годов. Трудно представить себе размах террора, от которого пострадали все народы страны. "Волгой народного горя" называл Александр Солженицын бесконечный "поток" репрессированных в то время.
Теперь нет смысла доказывать, кто строил Магнитку, кем были первостроители гиганта чёрной металлургии. И тех, кто не по своей воле прибыл в телячьих вагонах строить город металлургов, и тех, кто добровольно или по найму оказался у горы Магнитной, ожидала печальная 58 статья Уголовного кодекса.
В десяти томах "Книги памяти" восстановлены 40000 имён раскулаченных, осуждённых, приговорённых и расстрелянных, а также жён и детей, которые оказались на обочине жизни.
Восстановлены имена детей так называемых врагов народа, которые погибли в младенческом или малолетнем возрасте.
В 2009 году, по случаю Дня памяти жертв политических репрессий, Дмитрий Медведев сказал: "Убеждён, что память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. И чрезвычайно важно, чтобы молодые люди обладали не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами. Были способны эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России".
Реальность доказывает обратное. Четыре года назад во время социологического опроса почти 90 процентов граждан в возрасте от 18 до 24 лет не смогли назвать фамилии известных людей, которые пострадали или погибли от репрессий. И сегодня ситуация меняется не в лучшую сторону.
Увековечивание памяти - поистине трудное дело, потому что людей, помнящих о трагедиях прошлого или переживших сталинские лагеря, с каждым годом становится всё меньше. Как сделать, чтобы молодое поколение помнило о событиях тоталитарного режима?
Из-за небольшого тиража "Книга памяти" есть не в каждой библиотеке города и сельских поселений. Тема репрессий исключена из обязательной школьной программы по истории и носит рекомендательный характер. Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования "Книга памяти" рекомендована в качестве справочного пособия для исследовательской деятельности школьников. Считаю, что именно участие детей и молодёжи в реализации проекта по восстановлению памяти жертв репрессий позволит исправить ситуацию. Ведь это патриотическое, гражданское, правовое воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях.
"Книги памяти" издают и в других регионах России. Где-то их готовят и издают местные администрации, где-то - научные и культурно-просветительские организации. Иногда работа ведётся исключительно силами общественности, при минимальной поддержке властей или вовсе без таковой. Всё это создаёт огромные "географические" дыры в деле увековечения имён. Если, к примеру, в Коми работа по выпуску "Книг памяти" приобрела характер серьёзной республиканской государственной программы, то в десяти регионах России ситуация оставляет желать лучшего.
Лидия Чуковская в одном из своих открытых писем, подготовленных к 15-летию со дня смерти Сталина, писала: "Память - драгоценное сокровище человека, без неё не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума. Память к прошлому - надёжный ключ к настоящему".