Расскажем, как они строились и в честь кого были названы, как меняли "прописку", переезжая с одного берега на другой, и почему переименовывались. Вспомним, как выглядели улицы города прежде и расскажем о людях, которые на них жили. Этот проект даст возможность по-новому посмотреть не только на город, но и на улицы, по которым мы ходим каждый день.
Откуда, с какого памятного места начать путешествие по Магнитогорску? Уверена, что у каждого жителя города есть свой любимый маршрут и, соответственно, свой ответ на этот вопрос. Но старожилы наверняка предложили бы начать прогулку с улицы Пионерской. Ведь именно здесь, на этой дремлющей в зарослях зелени улице, 88 лет назад был построен первый в Магнитогорске каменный дом, о чём свидетельствует мемориальная доска. Это дом № 27.
Вот как описывали далёкое событие его участники:
"5 июля 1930 года на северном склоне горы Кара-Дыр в присутствии 14 тысяч магнитостроевцев в торжественной обстановке была произведена закладка первого капитального жилого дома Магнитогорска и начаты работы по строительству первой части города". Кстати, документ с этим текстом по сей день покоится в фундаменте того дома.
Поначалу благоустроенная часть левобережья, где располагается улица Пионерская, называлась Соцгород. В 30-е годы так именовали строившиеся по единому плану жилые массивы или районы. Так что свой Соцгород есть в Новокузнецке, Тольятти, Челябинске и многих других промышленных городах России. Соцгород и сегодня воспринимается как самостоятельная точка на карте Магнитки, а горожане старшего поколения до сих пор называют его прежним именем, утверждая, что оно звучит роднее.
Сегодня скромные дома на Пионерской внушают уважение, пожалуй, лишь своей родословной: они первые, с них начинался город. А ведь поначалу комнаты и квартиры "на Пионерской" получали только лучшие ударники стройки, инженеры и иностранные рабочие. Это было хорошим стимулом для тех, кто ютился в землянках и бараках.
Двенадцать домов в центральной части улицы Пионерской построены по проекту группы архитекторов, которыми руководил Сергей Чернышёв.
Сергей Чернышёв. На тот момент, когда ему поручили разработать план застройки Магнитогорска, он был уже известным архитектором. За плечами - Императорская академия художеств и обучение у Серова, Левитана, Васнецова, Бенуа. Он участвовал в составлении эскизов перепланировки Москвы, занимался проектированием и строительством жилых домов, участвовал во всесоюзных конкурсах, на которых были премированы 16 его объектов. О Чернышёве говорили, что он проектирует всё - от рабочих кварталов до храмов науки.
Лишь два дома на улице Пионерской - № 25 и № 30 - построены по проекту знаменитого немецкого архитектора-градостроителя Эрнста Мая (Материал о работе группы Э. Мая в Магнитогорске был опубликован в "ММ" № 70 от 1.07.2017 года). "Чернышёвские" дома - четырёхэтажные, с балконами, с трёх- и пятикомнатными квартирами, которые располагались в торцевой части и были оборудованы кухнями, туалетом и ванными комнатами. К слову, торцы домов впоследствии предполагалось украсить росписями. Квартиры заселяли по принципу коммуналок. Три комнаты - три семьи. В отличие от Чернышёва, Май ратовал за трёхэтажные дома, где на весь этаж - один туалет и душ. Кстати, он настаивал на том, что с целью экономии электроэнергии в туалете и в ванной должны быть окна, то есть естественное освещение вместо электрического. В построенных им домах окна выходят на запад и восток, что в светлое время суток позволяет максимально наполнить квартиру светом и воздухом. Кстати, старожилы Пионерской вспоминали, что ванные комнаты они редко использовали по назначению, в основном - для хранения угля и прочих запасов. Для этих же целей служили построенные между домами стайки, а наиболее запасливые жители даже умудрялись выкапывать под ними погреба.
Соцгород был спроектирован для советских людей с новым социалистическим бытом. А точнее - с полным его отсутствием. Говорят, что поначалу интерьер квартир на улице Пионерской очень удивлял жителей, для которых наличие, а в идеале - обилие всевозможных бытовых мелочей было свидетельством достатка. Представьте: комната площадью 16 квадратных метров, в которой не было ничего "лишнего". Постель убиралась в ниши, расположенные в стенах, стол отодвигался, и возникала свободная площадь. Хоть пляши! Конечно, впоследствии жильцы всё это сломали и перестроили, но кое-где и по сей день можно найти следы тех самых ниш и остатки подъёмников. Кстати, в большинстве квартир не были предусмотрены кухни. Предполагалось, что живущие в них семьи будут питаться в столовой или покупать полуфабрикаты на фабрике-кухне, а дома - лишь разогревать еду на плитках. Кроме столовой в квартале планировалось строительство магазина и прачечной.
По главной улице с оркестром
Общий план застройки предусматривал создание широкой улицы специально для проведения демонстраций и митингов. А балконы, выходившие на магистраль, то есть на пешеходную часть улицы, предусматривалось использовать для выступления руководителей. В тенистых скверах рабочие и их семьи должны были отдыхать после трудовой смены. Кстати, буйная зелень - дело рук жителей Пионерской, которые нередко выходили на субботники и высаживали во дворах деревья, цветы и кустарники. Довольно быстро улица Пионерская - широкая и солнечная - стала своеобразным культурным центром города. Уютные дворы, фонтаны, скульптуры - всё располагало к приятному времяпровождению. Здесь проводили зарницы, всевозможные соревнования и концерты, на летней эстраде выступали именитые городские поэты. А возле самого первого дома на улице Пионерской в 50-70 годы проходили главные праздничные мероприятия, посвящённые Дню рождения города. Словом, жить на Пионерской было не только престижно, но и интересно.
Протяжённость улицы Пионерской - 427 метров. И практически каждый из домов, расположенных на ней, сегодня можно назвать памятником если не культуры, то местной истории.
Так в начале 30-х годов в шести комнатах жилого дома № 7 по улице Пионерской располагался горно-металлургический институт, а в доме № 30 много лет находилась редакция газеты "Магнитогорский рабочий", позже в этом помещении расположился детский сад на 150 мест.
В начале 30-х годов в одной из квартир на улице Пионерской была устроена библиотека завкома металлургов, которой руководила Софья Константиновская. А в 60-70 годы - "Клуб юных техников", в котором занималась детвора со всего левобережья.
В доме № 25 на протяжении 18 лет, начиная с 1949 года, жил и творил Георгий Соловьёв - известный художник, которого нередко называли летописцем ММК. В 1973 году на фасаде дома установили мемориальную доску.
Сюда же из барака Рудопромывочной улицы переехал Николай Путалов, бывший каменщик, ставший известным журналистом. Его материалы публиковались в городских областных и федеральных газетах, звучали на радио. Долгие годы он был спецкором ТАСС и более полувека сотрудничал с "Магнитогорским металлом".
Сейчас о былом величии первой улицы города мало что напоминает. Некогда нарядные дома обветшали, фонтаны и скульптуры разрушены, уютные дворы в запустении. Да и центр общественной и культурной жизни давным-давно сместился на правый берег. Несколько лет назад Соцгородом, а точнее той его частью, которую проектировала группа Мая, заинтересовались представители ЮНЕСКО, которые ратуют за восстановление и сохранение этого памятника градостроительства 30-х годов. Так что, возможно, история улицы Пионерской получит продолжение.