В истории создания этой книги много необычного, не укладывающегося в традиции и каноны. Родилась она по мотивам документального фильма «Памятник Человеку» (16+), а не наоборот, как бывает в обычной жизни. Это не новеллизация в чистом виде и не художественная адаптация сценария. Эта книга, созданная силами «Магнитогорского металла», – отчасти предисловие, а отчасти продолжение истории, рассказанной в фильме.
У книги «Ромазан» много авторов. Она, как и первоисточник, основана на воспоминаниях людей, близко знавших Ивана Харитоновича. В качестве главного героя выступает не только народный директор, но и время, в которое он жил и работал.
Рассказы современников Ромазана раскрывают всю сложность, глубину и масштаб его личности, объясняют мотивы поступков и позволяют каждому открыть для себя нового Ромазана, отличающегося от официального образа.
Особенно интересны эти воспоминания сегодня – во времена всеобщего переосмысления и переоценки, когда прежние герои перестают быть таковыми и уступают место на пьедестале новым личностям. С Иваном Ромазаном этого не произошло. Почему? Ответ – в фильме «Памятник Человеку» и в книге, созданной по его следам.
Премьера документальной ленты магнитогорского режиссёра Игоря Гончарова и центра визуальной культуры «Век», созданного на базе объединения городских библиотек, состоялась 18 сентября 2017 года во Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Зрители, среди которых были родные Ивана Харитоновича, ветераны и руководители комбината,
молодые рабочие и студенты, единодушно назвали премьеру грандиозной, а «Памятник Человеку» – образцом народного кино.
По словам режиссёра, он не ставил перед собой задачу удивить зрителя. Вместе со своими коллегами-телеоператорами Александром Истоминым и Михаилом Головочесовым, работниками ММК он хотел снять фильм об Иване Харитоновиче прежде всего как о человеке, а не как о директоре, вожде и организаторе. В результате удалось собрать много интересных фактов, которые ранее не были известны зрителю.
Учитывая, что не у всех есть возможность посмотреть фильм в Интернете, с подачи директора ДС имени И. Х. Ромазана Петра Бибика возникла идея создать его печатную версию. В результате на свет появилась книга «Ромазан» (16+), в которую помимо сценария вошли главы о строительстве памятника народному директору, о детстве и юности Ивана Харитоновича, об открытии музея и мемориальной доски, а также множество фотографий. Кроме того, книга содержит QR-коды, позволяющие при помощи мобильного телефона прочесть статьи из архива «Магнитогорского металла», посвящённые И. Х. Ромазану, и посмотреть фильм «Памятник Человеку». Передать на бумаге то, что на протяжении полутора часов происходило на экране, непросто – не хватает глаз, жестов, эмоций, видеоряда, который подчас красноречивее всяких слов. Но оказалось, что сила воспоминаний такова, что «пробивает» все преграды и заставляет погружаться в прочитанное, размышлять, анализировать, делать выводы. Каждый герой вносит в общую канву повествования новую деталь, подробность, и так – шаг за шагом – раскрывается история города, комбината, непростого времени, которое люди окрестили «эпохой Ромазана», а главное, история человека, раз и навсегда связавшего свою жизнь с Магниткой.
Предлагаем вашему вниманию фрагменты книги «Ромазан»
Игорь Гончаров, автор фильма «Памятник Человеку»: «Гора Магнитная, с которой началась история города на Урале, не допускала к себе случайных людей. Металл здесь обладал не столько свойствами химического элемента, сколько неким сакральным кодом возрождения России, поэтому с руководителей подразделений и спрос был исторический. Ромазан уже успел проявить себя на должностях, которые занимал: от заместителя начальника цеха подготовки составов до заместителя начальника производственного отдела. Но он не имел практических навыков работы в мартеновском производстве, владел технологией лишь в общих чертах, поэтому с точки зрения хозяйственной элиты такое назначение казалось малообъяснимым. Вскоре, однако, вопросы отпали сами собой – металл дал Ромазану шанс, и во многом аналитическая, рекомендательная должность главного сталеплавильщика при Ромазане сделалась решающей. Иван Харитонович объединил под своим руководством все восемь подразделений производства в один сталеплавильный передел, он собрал в свой мощный кулак то, что до поры жило своей самостоятельной жизнью. Будучи насквозь советским директором, он затеял эксперимент с коллективом тридцать пятого двухванного агрегата, в результате которого печь выдавала до тридцати плавок в сутки, вместо привычных одиннадцати-двенадцати».
Самат Кильсенбаев, токарь механического цеха ММК: «Случилась на комбинате большая авария: остановился блюминг. Надо срочно точить детали. Меня на машине на работу привезли, и я начал точить. Работал до утра. Утром в понедельник все на смену выходят, я уже успел закончить детали. В цех зашли какие-то люди, впереди всех, прихрамывая, такой здоровый человек. Подходит ко мне и спрашивает: «Ну что, сынок, сделал?». – «Да», – отвечаю. Он тогда расстегнул пальто, достал кошелёк и вручил мне пятьдесят рублей: «Это лично от меня».
Виктор Григорьевич Лаврищев, в конце 1980-х – начальник Магнитогорского отдела управления КГБ СССР по Челябинской области: «Однажды я стоял у Дома советов с иногородним товарищем, который обратил внимание на человека в фуфайке. Это был Ромазан. «Мне, говорит, недосуг было переодеваться, время сжатое». Каждой минутой он дорожил. Поэтому приходил на заседание бюро горкома партии в том, в чём ходил на комбинате».
Алексей Андреевич Рудченко, в конце 1980-х начальник управления внешнеэкономических связей ММК: «Однажды приходит женщина, с ней сын и сноха, у которых четверо детей и на подходе пятый. Сноха пришла с тем, что «вы обязаны мне представить квартиру». Я редко видел, чтобы Иван Харитонович по-настоящему вспылил, а здесь он вспылил. И жёстко говорит жене и мужу: «Вы оба не имеете права на жильё, у нас в очереди стоят по пятнадцать лет! Вы детей на свет производите, а крышу над головой дать не можете, ни специальности у вас нет, ничего». Тут пожилая женщина поворачивается и говорит директору на «ты»: «Я бы в жизни не попросила, но ты понимаешь, как я устала, уже толком не спала давным-давно. Прошу мне хоть какой-то уголок, я заберу своего деда, и мы как-нибудь проживём». Иван Харитонович тут же отошёл и говорит: «Буду думать». Для меня это был один из серьёзнейших уроков на всю оставшуюся жизнь: что за толпой надо видеть отдельного человека с его проблемами».