Трамвайное движение в Магнитогорске появилось не сразу, поскольку строительство завода-гиганта и рабочего посёлка при нём началось без генплана. Точнее, генпланов было несколько, но ни один из них не был утверждён, так что стройка велась хаотично.
В сентябре 1933 года на очередном заседании Совета труда и обороны СССР обсуждался план развития Магнитки на 1934 год. Помимо прочего в него внесли важное дополнение - организацию трамвайного движения. В управление комбината поступила соответствующая директива, и дело завертелось. Была создана новая организация - "Трамвайстрой". В помощь ей подключили "Водоканалстрой", "Трансстрой", "Сантехстрой" и ещё несколько "строев", без которых столь важная работа была невозможна. Первоначальная задача была такова - проложить трамвайные пути, построить тяговую подстанцию и депо. Первые вагоны планировали запустить уже 7 ноября 1934 года, в канун 17-й годовщины Октябрьской революции. Начальником "Трамвайстроя" назначили Петра Ефимовича Букварёва.
В это же время из Москвы прибыла специальная проектная группа для того, чтобы выбрать трамвайные маршруты. Обсуждали долго и бурно. Остановились на двух вариантах. Первый - проложить пути от Щитовых до завода, мимо Соцгорода, городского сада и цирка, то есть по сегодняшнему проспекту Пушкина. Второй предусматривал обходной путь, через 13-й участок. Он был длиннее и требовал сноса некоторых зданий, но позволял соединить разбросанные участки и посёлки. В итоге его и утвердили.
В мае 1934 года почти 17 тысяч жителей Магнитки провели субботник на строительстве трамвайной линии. Позже по инициативе местных СМИ была организована общественная комиссия по приёмке трамвая, которая выявила немало недочётов и недоделок. Что, в общем-то, было объяснимо, ведь первые работы по земельному полотну начались без проекта. Субботники вскоре стали нормой, да и комбинат помогал, посылая на строительство трамвая свободные от работы комсомольские отряды. Но к седьмому ноября сдать объект все же не удалось. Дату пуска перенесли сначала на 15 декабря, затем на первое января уже 1935 года. Комбинату предписывалось обеспечить "Трамвайстрой" ремонтной базой и вагонами. Пуска первого трамвая магнитогорцы ждали с нетерпением. Общественного транспорта в городе почти не было. Как, впрочем, и нормальных дорог. Самые "популярные" средства передвижения - грузовики и гужевые повозки.
И вот, наконец, 18 января всё было закончено. Ровно в 12 часов дня два нарядных, блистающих новенькой краской вагона двинулись вдоль центрального шоссе в Соцгород. Первый маршрут "Щитовые - Заводоуправление" составлял 11 километров. Управляла трамваем Клавдия Ивановна Колова. Годом раньше она окончила курсы вагоновожатых в Свердловске. В первые часы пассажиров катали бесплатно, и лишь ближе к вечеру кондукторы стали продавать билеты. Полная стоимость проезда тогда составляла 30 копеек. Всего за первый день по городу было перевезено 15 тысяч пассажиров. И продано восемь тысяч билетов. Одно время в трамваях крепили таблички с именами и фамилиями вагоновожатых, но довольно быстро от этой затеи отказались. Как от нецелесообразной, поскольку народ "своих" "вагоноуважаемых вагоноуважатых" знал в лицо. И не просто знал, а ценил и уважал, понимая всю сложность этой профессии.