Большая часть его творческой биографии прошла в Москве: Валерий Николаевич занимал посты главного редактора газеты «Российские вести» и научно-политического журнала «Государственная служба» Российской академии государственной службы при Президенте РФ, начальника управления информации и пропаганды в администрации Президента России. Но его профессиональное становление началось в Магнитогорске: имя Валерия Кучера связано с двумя знаковыми городскими изданиями – «Магнитогорским металлом» и «Магнитогорским рабочим».
«ММ» решил вспомнить самые яркие страницы его магнитогорской биографии. Большую помощь в этом оказала вдова писателя Лариса Константиновна Кучер, предоставив фотографии из семейного архива, фрагменты дневниковых записей мужа и материалы из неопубликованной книги «Штрихи к портрету В. Н. Кучера».
Валерий Кучер писал много, поэтому иногда в номер шло сразу несколько его материалов, которые он подписывал не только своей фамилией, но и псевдонимами В. Корчак и В. Кумалин. Через два года литературный сотрудник Валерий Кучер был назначен исполняющим обязанности редактора комбинатской многотиражки. При этом он оставался пишущим журналистом и, несмотря на руководящую должность, продолжал работать над собственным стилем и слогом, начал писать портреты-зарисовки людей, работающих на металлургическом комбинате. Общение с героями будущих публикаций доставляло ему огромное удовольствие.
«Так появились очерки «Легенда о горновом», «За помощью к хирургу обратился пьяница», «Инструктор парткома», «Горький настой», «Кто есть мы?» – перечисляет Лариса Кучер. – Это был нравственно-психологический взгляд на личность. Валерий Николаевич раскрывал жизненные позиции своих героев, внутренний мир, систему ценностей и взаимоотношений. Пытался посмотреть на жизнь через судьбы и проблемы людей. Он с удовольствием входил в незнакомый мир, умел чувствовать неординарность, неповторимость, находил и раскрывал в человеке всё самое лучшее. Героев для очерков подбирал самостоятельно, невзирая на статусы».
Ничто не проходит бесследно, считает Лариса Константиновна. В дальнейшем этот опыт помог Валерию Кучеру в литературной деятельности. Сферой его творческих интересов стало изучение судеб поколения 30–40-х годов в контексте эпохи технической модернизации СССР и в период Великой Отечественной войны. Тема войны возникла в его творчестве не случайно. Валерий Кучер родился 8 июля 1941 года в Киеве, а точнее, в дороге во время спешной эвакуации – под обстрелом вражеской авиации из города вывозили архивы и семьи военных. Машину, в которой ехали маленькая дочь и беременная жена офицера Красной Армии Николая Кучера, задел осколок снаряда. В четыре часа утра среди паники и страшного грохота на свет появился Валерий Кучер. Своего отца он так и не увидел – Николай Кучер погиб в 1943 году под Воронежем. Его семья всю войну кочевала по стране – Оренбург, Ташкент, Челябинск, город Малин Житомирской области. Данью памяти писателя Валерия Кучера всем, кого коснулась война, станут книги о брянских партизанах и работе ММК в военный период.
Но не будем забегать вперёд. В 1970 году в Магнитогорске гастролировал Московский театр сатиры. Вечер встречи артистов с ветеранами и молодыми передовиками производства организовала редакция газеты «ММ», в том числе Валерий Кучер. Год спустя сотрудники «Магнитогорского металла» Юрий Левицкий и Валерий Кучер в составе делегации поезда «Дружбы», сформированной на ММК, отправились в первую зарубежную поездку. Весной 1973 года директор ММК Андрей Филатов – «непредсказуемый, чуткий, противоречивый» – командировал Валерия Кучера в Москву на празднование 50-летия журнала «Огонёк». В подарок от руководства и коллектива ММК Валерий Николаевич вёз метровую фигуру сталевара каслинского литья. Эта поездка оставила в его душе глубокий след: столица, знаменитости писательского и журналистского круга, московский интеллектуальный бомонд. В архиве семьи Кучер хранится юбилейный номер «Огонька» с напутствиями молодому журналисту из Магнитогорска от известных коллег по цеху. Через полтора года Валерия Кучера перевели в партком комбината на должность инструктора по идеологической работе. В том же 1973 году он вступил в Союз журналистов СССР.
«В 1974–1975 годах Валерий впервые попробовал себя в качестве литературного консультанта, составителя и редактора книги «О роли партии и партийного комитета в повышении результатов труда металлургов» по заказу Южно-Уральского книжного издательства, – отмечает Лариса Кучер. – В год 40-летия газеты «Магнитогорский металл» со статьёй «Выйти на точный адрес» Валерий Николаевич по приглашению ежемесячного журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент» впервые вышел за пределы своей многотиражки».
«Мне повезло работать с Валерой в многотиражной газете «ММ», – вспоминала Бэтти Рубина, в прошлом – литсотрудник «Металла». – Повезло, потому что такое товарищество, которое я ощущала с его стороны, – редкость. Он был позитивным и открытым для сотрудничества человеком, готовым помочь и поддержать. Весь облик Валеры, стиль его поведения заставляли находящихся рядом держаться в тонусе. Интеллигент, интеллектуал, человек с открытой душой, по-доброму ироничный…»
«Я знал Валерия Кучера более сорока лет. Половину из них он жил и работал в Магнитогорске, – рассказывал заместитель директора ММК по горному производству, экономике и финансам в 90-е годы Анатолий Цыкунов. – Немного в партийных органах, а в основном журналистом – от литсотрудника многотиражки «ММ», собкора «Челябинского рабочего» до главного редактора городской газеты «Магнитогорский рабочий». Именно отсюда он был избран в Верховный Совет СССР в 1989 году. Годы совместной работы с Валерием Николаевичем на комбинате и в городе были для меня одними из самых продуктивных и счастливых в жизни. Он сразу привлекал к себе людей обаянием, эрудицией, интересом ко всему, скромностью, интеллигентностью. У него хотелось учиться…»
После «Металла» в жизни Валерия Кучера был «Магнитогорский рабочий». Его имя зазвучало по-новому: громко, смело. Он сумел сделать городскую газету рупором перемен, будораживших страну. Но первой ступенью к этому назначению и последующим карьерным взлётам стал именно «Магнитогорский металл», о котором Валерий Николаевич вспоминал с особой теплотой: «В жизни каждого из нас есть не частые, но неизменно волнующие дни из прошлого, когда мы говорим: «Это было впервые!» «Магнитогорский металл» – моя первая газета, первая самостоятельная мысль, первая попытка осмыслить, понять и передать другим самое главное из происходящего вокруг. Чувствую себя в неоплаченном долгу перед моей газетой, тем коллективом, с которым начинал журналистскую работу».