Уходящий год стал последним для родоначальницы балета в Магнитке Алевтины Андреевны Самусьевой (2.07.1921–13.08.2022). Она скончалась на 102-м году жизни. Женщине невероятной красоты и выдающегося таланта судьба послала испытания, которые закалили её дух. Ей не довелось продолжить блестящую карьеру в столичных театрах, но выпала иная, не менее почётная стезя – зажечь балетным искусством жителей рабочего города, вдохновить их на серьёзное отношение к делу и огромную самоотдачу, которые и обусловили неизменный успех хореографических спектаклей народного театра балета в ДК имени Ленинского комсомола и ДКМ имени Серго Орджоникидзе.
Её обожали, считали авторитетом и образцом лучших человеческих качеств. И даже когда Алевтина Андреевна вышла на пенсию, ученики продолжали с ней общаться. Она сохранила острый ум и ясный взгляд на мир, к ней обращались за советом и, конечно, всегда готовы были поддержать. На столетие Алевтины Самусьевой в Магнитогорск съехались её ученики со всей страны и из-за рубежа, праздник получился по-семейному тёплым. Но увы, никому не суждено оставаться на этой земле вечно – даже самым лучшим. Ещё год с небольшим был отмерен легендарной балерине. И до последнего мгновения её ученицы были рядом…
По инициативе руководства Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе и от лица многочисленных воспитанников Алевтины Самусьевой в редакцию пришли Надежда Михайлова и Галина Галашенко. Они обратились с просьбой написать в «Магнитогорском металле» об Алевтине Андреевне уже после сорокового дня – слишком острой была боль потери, чтобы быстро привыкнуть к прошедшему времени. Да и, пожалуй, не привыкнут никогда. Была? Нет, она есть – жива в сердцах всех, кто знал её, учился у неё балету и житейской мудрости.
Официальная биография А. А. Самусьевой известна. Но, только восполнив пробелы в ней, можно понять, какие удары судьбы пришлось выдержать хрупкой женщине. Ученицы рассказывают о непростой, но достойной жизни своей наставницы, основываясь на её воспоминаниях, которыми она делилась редко и скупо.
Родилась Алевтина в Нижнем Новгороде. Отец – инженер из рода Гурьевых, выпускник Гётеборгского университета в Швеции, строитель и архитектор, мама была домохозяйкой. После революции часть семьи уехала во Францию, однако Андрей Гурьев предпочёл остаться на Родине. Алевтина, единственный ребёнок в семье, в Москве занималась в балетной студии под руководством ведущего солиста Большого театра Анатолия Шатина, была одной из первых выпускниц курса. Из студии сформировали Московский хореографический театр. В 1941 году коллектив пригласили в Казань для подготовки Декады татарского искусства. Уже состоялась генеральная репетиция спектакля «Шурале», но война перечеркнула все планы, труппа была расформирована. Во время Великой Отечественной Алевтина жила в Москве, тем временем её родители эвакуировались в Магнитогорск – и только через череду испытаний она тоже окажется в нашем городе.
После войны хореографическую группу направили в Бухарестский театр оперы и балета. Уже в 1980-е, десятилетия спустя, в администрацию Магнитогорска из Румынии придёт письмо от партнёра Алевтины Андреевны по сцене с фотографиями. Обожжённая трагическим опытом молодости, Алевтина Самусьева это письмо хранить не станет – она уже заплатила высокую цену за «связи с иностранными врагами народа». В Бухаресте она работала шесть лет, блистала в балетных постановках, была любимицей публики. Вышла замуж за румынского кинооператора, а когда его арестовали, «жену иностранца» выслали в Казахстан. Там она танцевала в концертно-гастрольной бригаде местной филармонии.
Об этой ссылке Алевтина Самусьева не рассказывала и самым близким людям.
Что она вынесла, оказавшись в суровых казахстанских степях, вдали от культурной среды, к которой прикипела душой? Пришлось ли ей пережить голод, холод, лишения? Этого мы уже не узнаем. С мужем она связь потеряла. Навсегда.
Галина Галашенко не может забыть однажды увиденный ею на выставке автопортрет Константина Самусьева, второго мужа Алевтины Андреевны. Себя художник изобразил с баночкой краски и кистью в руках – на мольберте полотно с Хозяйкой Медной горы, в которой легко узнать Алевтину Андреевну. А на заднем плане – арестантские робы…
Когда во второй половине 1950-х чудовищно несправедливая ссылка закончилась, не сломленная и по-прежнему влюблённая в балет Алевтина Андреевна приехала в Магнитку, к родителям. Дальше начинается известная часть её биографии. В 1957 году она начала вести танцевальный кружок в магнитогорской школе № 49. А в 1960-м создала народный театр балета во Дворце культуры имени Ленинского комсомола, где ныне находится театр оперы и балета. На занятия к Алевтине Самусьевой приходили и пятилетние дошколята, и 30-летние главы семейств. Силы, время, внимание у неё было для всех, требовательность – тоже для всех. А когда открылся ДКМ имени С. Орджоникидзе, народный театр балета переехал туда. Алевтина Андреевна руководила им до ухода на заслуженный отдых в середине 1980-х.
Многие её ученики связали свою жизнь с миром танца.
Так, Галина Галашенко – старший преподаватель кафедры хореографического искусства МаГК имени М. И. Глинки, занимается с учащимися первого–пятого классов. Путь её в профессию просто удивителен. В юности она закончила художественно-графический факультет МГПИ, работала в школе № 65, где вела балетную студию. В Магнитогорской государственной консерватории открылась кафедра хореографчического искусства, когда Галине Викторовне было уже 40 лет. Но она ведь ученица самой Самусьевой, у которой занималась с десяти лет! Полученная в народном театре балета подготовка помогла воплотить мечту в реальность. Не случайно Галина Галашенко подчёркивает: «Алевтина Андреевна для меня – самый главный человек!»
Среди учеников Алевтины Самусьевой, для которых хореография стала призванием, – ведущий солист Днепропетровского театра оперы и балета Виктор Рогачёв, солистка Уфимского театра оперы и балета Людмила Костина, директор балетной труппы Челябинского театра оперы и балета, заслуженный деятель культуры РФ Александр Костин, заслуженный артист России Владимир Жданов, солистка Пермского театра оперы и балета Наталья Гусева. Галина Морозова стала преемницей Алевтины Самусьевой – некоторое время она руководила народным театром балета, ныне живёт в Германии. И это лишь несколько имён из славной плеяды птенцов гнезда Самусьевой.
Однако не меньшее количество её воспитанников выбрали другие профессии, тем не менее, занятия у Алевтины Андреевны наложили отпечаток и на их судьбу. Так, Надежда Михайлова говорит то, что мог бы повторить каждый ученик Самусьевой: «Благодарим её за то, что она была рядом с нами. Её жизнь была для нас примером. Это был необыкновенно умный, талантливый человек. Для нас она была великой женщиной!» Надежда Михайлова работала инженером в центральной лаборатории комбината, была председателем профсоюзного комитета ЦЛК. Организовала там коллектив из талантливых ребят, который успешно участвовал в цеховых мероприятиях.
Гостьи редакции – ученицы великой Алевтины Самусьевой – с улыбкой вспоминают детство, юность и молодость, связанные с хореографией. Да они и сейчас на любой вечеринке так станцуют – дадут фору молодёжи. С их-то опытом! Магнитогорские газеты не раз рассказывали о случае в Болгарии со слов Августы Алексеевны Ступак, которая возглавила Дворец культуры металлургов имени С. Орджоникидзе, а также была новатором и видным общественным деятелем. Итак, 1964 год, Солнечный Берег, или, по-болгарски, Слънчев бряг. Магнитогорцы выступили великолепно, их очень тепло приняли, это был успех! А потом отправились в посёлок под Варной. Публика собралась, но у организаторов внезапно не оказалось аппаратуры. Тем не менее, магнитогорские танцоры не растерялись и, отбивая ритм, обошлись без музыкального сопровождения. И произвели фурор – как мастерством, так и находчивостью.
Все, кому посчастливилось заниматься в народном балетном театре, могут гордиться работой не на любительском, но, без преувеличения, на профессиональном уровне. Большинство спектаклей были оригинальные, созданные от либретто до сценического воплощения самой Алевтиной Самусьевой: «Жемчужина», «Мечта», «Жар-птица», «Уральские самоцветы». Кроме того, Алевтина Андреевна обращалась к постановкам в классическом стиле – это балеты «Шахерезада», «Девушка и смерть», «Штраусиана», «Барышня и хулиган».
В числе наиболее весомых подтверждений высочайшего уровня коллектива – диплом Большого театра.
И ещё один впечатляющий факт – фотопортрет руководителя народного театра балета Алевтины Самусьевой есть в Историческом музее на Красной площади в Москве.
Сколько магнитогорцев, разлетевшихся по всей планете, называют Алевтину Андреевну главным человеком в своей жизни! Но не только ученики могут поблагодарить эту удивительную женщину, но и все жители нашего города – культурная жизнь Магнитки благодаря ей стала богаче, ярче, интереснее. Люди, которые живут во имя искусства и неустанно трудятся не для себя, но для других, уходят из этого мира, как предстоит уйти всем нам, раньше или позже. Но свет их души ещё долго остаётся с нами… Так и надо жить – чтобы оставить о себе добрую благодарную память.