Комсомол, без сомнения, сыграл судьбоносное значение в становлении молодого социалистического государства. В основном руками молодых возводились заводы, фабрики, строилась целая страна. За годы советской власти только городов было возведено свыше 1400, и одним из них стал Магнитогорск. Он уже с начала строительства стал легендой, символом трудового и нравственного подвига комсомольцев и молодёжи. Как воздух нужен был стране металл, без него не поднять народное хозяйство с колен.
В народе в то время была популярна песня: «Слышите, грусть о металле льётся по нашей стране – стали! Побольше бы стали! Меди! Железа вдвойне!» Эта нестерпимая нужда страны в металле была тем запалом, которая поднимала молодёжь на беспримерный и в то же время творческий труд на строительстве первого гиганта отечественной металлургии.
Директор Магнитостроя Я. С. Гугель 25 марта 1931 года в ответ на обращение райкома ВЛКСМ подписал приказ № 3625, которым строительство домны выделялось в отдельную хозрасчётную единицу и передавалось под шефство комсомола. ЦК ВЛКСМ поддержал почин магнитогорского комсомола и по сути дела ему на помощь поднял молодёжь всей страны. Для координации контроля за исполнением заказов Магнитки в Москве был организован центральный совет комсомольских сквозных постов под председательством В. В. Куйбышева. Поистине, вся страна включилась в помощь этой гигантской молодёжной стройке.
Комсомол Магнитки к этому времени был уже достаточно боеспособным, в его рядах к концу года насчитывалось почти 13 тысяч человек при общей численности на стройке рабочих около 40 тысяч. Уже был опыт и традиции вовлечения молодёжи в ударный и творческий труд. Исключительно ярким, незабываемым примером был самоотверженный трудовой подвиг строителей плотины. В сложнейших бытовых и производственных условиях, практически вручную километровая плотина через реку Урал была возведена за 72 дня вместо плановых 12 месяцев.
На домне № 2 совершенствовались старые и появились новые формы борьбы за ускорение темпов строительных работ. По предложению первого секретаря РК ВЛКСМ Г. Петелина для ликвидации аварий и критических отставаний был организован батальон энтузиастов. Было очень характерное для духа этой стройки объявление: «Кто есть самый первый энтузиаст и хочет работать на прорывах, чтобы дело, которое нам дороже жизни, не останавливалось из-за неполадок, нехваток и прочей отсталости, тот записывайся в батальон энтузиастов у товарища Майкова».
На всей стройке не было ни одного строительного участка, ни одной бригады, где бы не горел дух творческой инициативы, дух соревнования за скорость и повышение качества работ. Все достижения и имена героев практически в тот же день становились известны всему большому коллективу строителей. Неоценимую роль в этом играли листовки, многотиражки, оперативные бюллетени, стенгазеты, плакаты и радиогазеты. Почти по-фронтовому на местах строительных событий работали местные газеты «Магнитогорский комсомолец» (16+), «Магнитогорский рабочий» (16+), выездная редакция «Комсомольской правды» (16+). Магнитка никогда не забудет первого на Магнитострое собственного корреспондента «Комсомольской правды» Семёна Нариньяни, журналистов Г. Петрова, А. Ворошилова, З. Островского, А. Семинога.
На Магнитке бывали и писали о ходе строительства и его людях знаменитые писатели и поэты Л. Татьяничева, Д. Бедный, В. Катаев, Э. Казакевич, А. Авдеенко. В атмосфере повсеместного трудового накала и творческого поиска молодёжи росли и свои литературные таланты. Безусловно, самым известным из них и любимым всеми поколениями магнитогорцев стал Б. А. Ручьев – первостроитель, литературный сотрудник газеты «Магнитогорский комсомолец» и наш легендарный комсомольский поэт.
Вторая домна была построена намного быстрее и вдвое дешевле, чем первая доменная печь. Признавая реальный вклад комсомольцев и молодёжи руководство стройки официально присвоило доменной печи № 2 имя «Комсомолка». Примечательно, что на 70 процентов технологический персонал новой печи был также скомплектован из комсомольцев и молодёжи. Уже первые дни работы комсомольско-молодёжных коллективов домны «Комсомолки» были обозначены хорошими результатами. Их печь вышла на проектную мощность в 3,5 раза быстрее, чем домна № 1.
Эта Всесоюзная ударная комсомольская стройка стала первой и почти эталонной в ряду таких же важнейших строек страны, а Магнитка навсегда стала флагманом и постоянно действующей экспериментальной площадкой ударного комсомольского строительства. Примечательно, что самая последняя Всесоюзная ударная комсомольская стройка также имела магнитогорский адрес – это был кислородно-конвертерный цех. Досрочное строительство домны «Комсомолки» убедительно доказало, что курс на постоянное шефство всего комсомола над важнейшими народнохозяйственными объектами, принятый IX съездом ВЛКCМ в январе 1931 года, оказался стратегически верным. Было принято, что статус ударной комсомольской стройки определяется уровнем важности объекта. Над важнейшими стройками страны брал шефство весь комсомол.
Перечень Всесоюзных ударных комсомольских строек (высший статус) утверждался Бюро ЦК ВЛКСМ по согласованию с Госпланом СССР и ВЦСПС. Народная память всегда будет хранить вклад комсомола в строительство ДнепроГЭСа, БАМа, КАМАЗа, Атоммаша, Саяно-Шушенской и Братской ГЭС, Беломор-Балтийского и Северо-Крымского каналов, Уралмаша, ЧМЗ, ЧТЗ и многих сотен других ударных комсомольских строек. В наиболее активный период развития экономики СССР до трёх тысяч строящихся объектов были под шефским руководством комсомольских организаций различного уровня, было выдано около трёх миллионов комсомольских путёвок – направлений на ударные объекты. Введено 760 промышленных объектов, в том числе только в металлургической сфере – девять доменных и сталеплавильных печей, 14 прокатных станов.
В первые годы ежегодное количество Всесоюзных ударных комсомольских строек не превышало 10. После XXI съезда КПСС, прошедшего в начале 1959 года, произошёл резкий скачок в сторону их увеличения. Например, уже в год проведения съезда было 114 строек всесоюзного уровня, в 1962 году – 154, в 1982 году – 135. За 20 лет начиная с 1959 года в этих стройках приняли участие около 13 миллионов человек.
С 1987 года комсомольское ударное строительство пошло на заметный спад. Но все советские времена самой известной, практически ежегодно действующей творческой площадкой ударного комсомольского строительства оставалась Магнитка. Здесь всегда помнили наказ первостроителей: «Вытянемся в нитку – не подведем Магнитку!» – и наказ «железного» наркома С. Орджоникидзе: «Жить на Магнитке, работать на Магнитке – значит быть впереди!». Традиции, опыт и соревновательный дух первостроителей впитывались и творчески развивались новыми и новыми поколениями комсомольцев и молодёжи на очередных ударных стройках: новых доменных печах (вплоть до 9-й), большегрузных мартеновских печах, коксовых батареях, стане «2500» горячей прокатки, стане «2500» холодной прокатки, реконструкции доменной печи № 6, цехе покрытий, кислородно-конвертерном цехе. Горком комсомола, оказывая дополнительную помощь ударным стройкам, регулярно организовывал массовые молодёжные субботники, летом направлял десятки студенческих строительных отрядов.
Особой страницей в истории ударных строек Магнитки были годы Великой Отечественной войны. Магнитка выстояла против Рура и промышленности покорённой Европы. Сегодня все знают: каждый второй танк и каждый третий снаряд были из магнитогорского металла. За семь месяцев при нормативном сроке 1,5 года была построена и в декабре 1942 года пущена в эксплуатацию крупнейшая в стране и в Европе 5-я доменная печь, а через год, в декабре 1943, задута 6-я, такая же гигантская доменная печь, построенная в ещё более короткие сроки. К концу войны ММК давал на 40 процентов больше чугуна и на 25 процентов больше стали и проката, чем до войны.
На Магнитке стало обычным, что всякая большая стройка становится комсомольской. Большая комсомольская стройка, будучи школой жизни, школой трудового и нравственного воспитания, формировала у молодых строителей социально ответственное отношение к обществу и институтам власти, вырастила в своей среде целую плеяду крупных хозяйственных, партийных и научных руководителей. Это Г. Петелин, Е. Майков, Е. Джапаридзе, М. Заслав, В. Смеющев, В. Кушнарев, А. Пронин, В. Бердинский, И. Пулеха, А. Чершинцев, С. Уваровский и многие другие известные комсомолу люди.
Замечательными событиями для вмагнитогорцев стали проведение в 1966 году Всесоюзного слёта первостроителей Магнитки, в ходе которого состоялись открытие в День Победы памятника-ансамбля «Первая палатка», открытие монумента комсомольцам-первостроителям Магнитки и закладка Парка трёх поколений.
Комсомольский горком во главе с первым секретарём В. Кушнаревым приложил много сил, чтобы этот большой праздник всех комсомольских поколений Магнитки состоялся. Особо дорого нам и то, что был инициатором организации слёта, руководил подготовкой и участвовал в его работе первый секретарь Челябинского обкома ВЛКСМ В. Поляничко, сам в своё время – руководитель штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки на Гайском ГОКе. Он как никто другой умел зажигать наши комсомольские сердца на новые большие и добрые дела. Талантливый организатор, яркая, незаурядная личность, он погиб в 1993 году при выполнении служебного долга по защите наших высших государственных интересов.
Слёт первостроителей ещё раз убедительно показал, что магнитогорский комсомол постоянно жил в атмосфере и духе Всесоюзной ударной стройки, помнил её героев. Родина высоко оценила вклад всех поколений магнитогорского комсомола в становление и укрепление промышленного потенциала молодого советского государства. 25 октября 1968 года Магнитогорская городская комсомольская организация была награждена орденом Ленина. Богатейший, теперь уже ставший историческим опыт активного участия самодеятельной молодёжной организации, каким был магнитогорский комсомол, в строительстве важнейших объектов государственного значения, безусловно, заслуживает дополнительного аналитического исследования.
Общественный призыв юношей и девушек на стройки страны всегда будет иметь государственное значение, поскольку вовлекает молодёжь в сферу активной общественно полезной, созидательной деятельности. После XXII Чрезвычайного съезда не стало ВЛКСМ, не стало его магнитогорской городской организации. Но рождённая комсомолом Магнитка жива и по-прежнему трудится по-ударному. Комсомол здесь живёт в названиях улиц, парков, главной заводской площади. Магнитогорские улицы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, нескольких южных городах России. Уже в наши дни на главной городской аллее звёзд загорелась новая – звезда комсомола в память о его вкладе в строительство и становление Магнитки. А немного ранее новой, открытой и зарегистрированной в международном каталоге под № 2094 малой планете было присвоено имя Магнитка. А как известно, звёзды и планеты живут бесконечно долго.
Юрий Миронов,
первый секретарь Магнитогорского коркома ВЛКСМ
в 1970–1974 годы