В конце декабря 2004 года Магнитка прощалась с Героем Советского Союза Леонидом Васильевичем Дёмой – лётчиком-асом, почётным гражданином Магнитогорска, с именем которого связана история аэроклуба и Магнитогорского авиапредприятия.
Совсем, казалось бы, недавно вместе с директором Магнитогорского центра обслуживания воздушного движения (ОВД) Александром Евгеньевичем Черновым и инструктором-планеристом молодёжного авиационно-учебного центра (МАУЦ) Людмилой Анатольевной Арзамасцевой мы были у него в гостях. Рассматривали экспонаты домашнего музея, уточняли, где раньше располагался аэродром на левом берегу, слушали рассказы о войне. Изредка в разговор вступала Вера Дмитриевна – его верный друг, жена, с которой пройдено по жизни более шестидесяти лет. Потом была ещё одна встреча – к сожалению, последняя. А 17 декабря его не стало...
Леонид Васильевич был курсантом Магнитогорского, а после окончания Казанской лётно-планерной школы – инструктором нашего и Челябинского аэроклубов. Сохранились фотографии 1935 и 1937 годов. На них запечатлён бравый лётчик с парашютным значком на груди. На другом пожелтевшем снимке – По-2, тихоходный самолёт, на котором он учился летать в аэроклубе и получал боевое крещение на фронте. После переобучения на авиабазе Кубинка Л. В. Дёма пересел на истребитель и стал настоящим асом. Таран фашистского Ю-88 описан в книге «Истребительная авиация в Отечественной войне» (12+). Она вышла в 1948 году под грифом «Совершенно секретно» и стала достоянием семьи лётчика.
Всего им сбито 22 вражеских самолёта: семнадцать лично и пять – в группе.
За подвиги, совершённые в годы войны, Л. В. Дёме присвоено звание Героя Советского Союза.
Он родился 18 июня 1916 года в деревне Михайловка Стерлитамакского района Башкирской АССР. Вместе с родителями, отправившимися в 1930-е строить гигант социалистической индустрии, Леонид Дёма приехал в Магнитогорск. Как и многие его сверстники, приобретал рабочую профессию в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал слесарем-электриком паросилового цеха металлургического комбината. Так бы всё и продолжалось, не войди в его жизнь аэроклуб. Но появился он не сразу. До него была планерная станция, где занимались юноши и девушки, мечтавшие покорять небо. Летательных аппаратов было всего два. Одним из первых учлётов, поднимавшихся в воздух на запускаемом с амортизатора планере УС-3, был Дёма.
И вот свершилось: 18 августа 1933 года открылся аэроклуб, и в том же месяце, 30 августа, состоялось торжественное собрание, посвящённое этому событию. Первыми курсантами стали Иван Маланин, Николай Самусев, Леонид Дёма и их товарищи. Руководил лётной частью военный лётчик Доуэнгауэр (его фамилию точно назвать уже невозможно). Из Оренбургского училища прибыли пилоты В. Бахарев и В. Хомяков. Они, а также инструкторы Н. Нефедов, И. Пушкин, А. Гарненко приступили к обучению курсантов. Желающих летать было много, по пятнадцать человек претендовали на одно место. Отбирали самых лучших.
В том же году в аэроклуб прибыл первый самолёт. Это был У-1. На нём был установлен отечественный семицилиндровый ротативный М-2 мощностью 120 л. с., у которого картер и цилиндры вращались вместе с воздушным винтом, а коленчатый вал, закреплённый на фюзеляже, оставался на месте.
Позже прибыли учебные самолёты У-2 (ПО-2), окрепла материальная база. В трёх километрах от города, на территории одного из хозяйств, выделили помещение под ангар, поставили сборно-щитовые домики, где жили во время летних сборов курсанты. Поле рядом было небольшое, поэтому летали не там, а в полутора километрах от восточной окраины города, за посёлком Дзержинского. Только тогда ещё не был аэроклуб хозяином аэродрома, а делил его с гражданским воздушным флотом.
Учились лётчики один год. Потом приезжала строгая военная комиссия, принимала экзамены на земле и в воздухе. Одних направляли учиться дальше, в лётное училище, других – в запас. В числе лучших выпускников Леонид Дёма был направлен в Казанскую лётно-планерную школу инструкторов-лётчиков. Вернувшись в 1935-м, установил на планере ПС рекорд Урала, продержавшись без мотора в воздухе семь с половиной часов.
Через много лет не осталось, пожалуй, никого из тех, кто видел и помнил, как всё это было. В 1993 году Леонид Васильевич назвал мне имена первых курсантов и инструкторов. «Столько времени прошло, не изменяет ли память?» – спросила я. – «Нет, вернее некуда», – заверил старый лётчик.
В том же году мне удалось разы-скать В. Т. Кислых, курсанта той поры. «В четыре-пять часов утра начинались полёты, – вспоминал он, – а выходили мы из дома затемно. Полетаем – и на работу». В 1936 году мобилизовали Василия Тимофеевича в армию. Воевал? А как же! Только не на самолётах – не хватало их тогда, – а разведчиком. И в Монголии был. «Осталось нас всего ничего, – сокрушался он, – я, Рекунов да Дёма. Собирались иногда, а теперь вот Рекунов в Краснодар перебрался. Где остальные? Умерли, погибли. Многие – на войне».
Что было потом? Потом наступил 1937 год. Многих арестовали. Немало людей сгинуло без следа. Уральский историк Салават Ахметзянов писал, что в годы репрессий помимо личных уголовных дел заводились коллективные. Так были осуждены начальник аэроклуба Г. Т. Наумов, начальник лётной службы А. Г. Колотилов, комиссар клуба А. А. Лебедев, инструктор-лётчик А. В. Нефедов. Они были расстреляны 9 января 1938 года. И были, как свидетельствуют факты, одними из многих репрессированных лётчиков. Причём происходило это незадолго до второй мировой.
Летом 1941-го Леонида Васильевича призвали в Красную Армию, а с осени того же года он был уже на передовой. Будучи в составе 692-го ночного легкобомбардировочного полка, совершил 95 боевых вылетов на самолёте У-2 (По-2). Кроме нанесения бомбовых ударов ему приходилось выполнять и другие задачи: летать в тыл врага, доставлять в партизанские отряды оружие и боеприпасы, вывозить раненых. За эти вылеты ему был вручён первый орден Красной Звезды.
Выполняя свою каждодневную опасную работу, молодой лётчик не переставал рваться в самое пекло.
С тихоходного ночного бомбардировщика он стремился пересесть на скоростной самолёт. «Наконец, – продолжал Леонид Васильевич, – полковник мне и Николаю Павленко из Челябинска сказал: «Давайте готовьтесь на истребитель». Дня через два-три нас отправили в запасной полк, потом в Кубинку. После тренировок – к опытному лётчику. Дня два позанимались с инженером. Всё!».
В мае 1942 года Дёма прибыл в 236-й истребительный авиационный полк, преобразованный 25 августа 1943-го в 112-й гвардейский ИАП. Летал на самолётах Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Первым сбитым им самолётом был транспортник Ю-52. Случилось это 10 декабря 1942 года. С того дня Леонид Васильевич открыл счёт одержанных побед. Среди поверженных им фашистских стервятников – шесть Ю-87, четыре Ю-88, шесть Ме-109 и тот, что упоминался выше.
А вот как описывается совершённый им таран в книге «Истребительная авиация в Отечественной войне», выпущенной в Москве в 1948 году и предназначенной для служебного пользования:
«8 мая 1943 года, – повествуют сухие строки, – две пары ЯК-1 под командованием старшего лейтенанта Липина прикрывали наземные войска на поле боя. Командир пары старший лейтенант Дёма на высоте 2000 метров заметил самолёт противника Фокке-Вульф-109, атаковал его и, повредив мотор, заставил приземлиться на нашей территории. В последующем старший лейтенант Дёма вступил в бой с двумя Ме-109. Перед уходом на свою территорию он встретил двенадцать самолётов Ю-88 и атаковал их. Выполняя четвёртый заход, он обнаружил отсутствие боеприпасов и решил таранить самолёт противника, следовавшего впереди него, для чего увеличил скорость и, подойдя снизу сзади, ударил винтом по хвосту самолёта Ю-88. Бомбардировщик тотчас же перевернулся и перешёл в беспорядочное падение».
Тот день запомнился Леониду Васильевичу навсегда. Самолёты базировались на Кубани, там, где проходила гитлеровская «Голубая линия». Фашисты намеревались взять реванш за Сталинград и рвались в наступление. На участке протяжённостью шестьдесят километров ежедневно поднимались в воздух шестьсот и более самолётов. Вражеские можно было отличить по опознавательным знакам – трефовым тузам. С одним из таких и произошла у Дёмы встреча. Заметив «Юнкерс», он повернул за ним. Ближе, ближе… Противник на прицеле. Лётчик нажимает гашетку – выстрелов нет, весь боекомплект израсходован в предыдущем воздушном бою. А «Юнкерс» словно издевается, там опытный, видавший виды экипаж. Но машина Дёмы не сворачивает с выбранного курса, он уже принял решение. Фашисты почувствовали неладное и попытались ускользнуть. Но поздно… Дёма настиг «Юнкерс», ударил винтом по хвостовому оперению, отрубил хвост. Самолёт противника врезался в землю, но и машина отважного лётчика получила повреждения.
На склоне сопки догорали два самолёта – «Юнкерс» и наш истребитель. К нему бежали танкисты – на их глазах проходил этот бой. Что с русским смельчаком? Жив ли? Ранен, в крови, но, когда вытаскивали, застонал.
А потом снова были бои: за Днепр, за Букринский плацдарм. Дымилась земля, пылало небо. И была ситуация, когда конец казался неминуемым. Так случилось, когда самолёт Дёмы взяли «в ножницы»: одна пара машин вверху, другая – внизу. Фашисты не давали уклониться в сторону – вели. Им уже мерещились почести, ведь привести на свою базу русский истребитель – случай неординарный. И всё же выждал Леонид Васильевич момент: рванул ручку на себя, в перевёрнутом полёте успел дать очередь по вражеской машине, но и сам получил удар. Взрывом его, объятого пламенем, выбросило из кабины уже на подходе к своему аэродрому, он снижался на парашюте, как горящая свеча. Врачам долго потом пришлось бороться за его жизнь…
Последнюю победу в поединке с Ме-109 он одержал 3 мая 1944 года. К июлю за помощником командира 112-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитаном Л. В. Дёмой числилось уже 237 боевых вылетов, 38 воздушных боёв. К концу войны число вылетов увеличилось до 241-го. За подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, лётчик-ас был награждён орденами Красной Звезды (1942), Ленина (1944), Красного Знамени (1943, 1944), Отечественной войны I степени (1985), Отечественной войны II степени (1943), медалями, иностранными орденами.
В мирное время Герой Советского Союза, полковник в отставке Леонид Васильевич Дёма командовал Ставропольским краевым аэроклубом, возглавлял авиаотряды в Новокузнецке, в Петропавловске-Камчатском, авиаэскадрилью авиа-отряда Магаданской авиагруппы. После возвращения в Магнитогорск работал диспетчером службы управления воздушным движением (АДС), в 1963-м стал командиром Ан-2, в 1964-м – командиром авиа-звена. Через год, 1 августа 1965 года, был назначен первым командиром Магнитогорской отдельной авиа-эскадрильи, 20 января 1969 года – командиром Магнитогорского объединённого авиаотряда.
Марина Кирсанова