Продолжение. Начало в № 40
Чекотай
После Берсуата нас вновь привезли в Аркаим и прикрепили к молодому учёному Дмитрию Здановичу. Нашим следующим археологическим объектом стал Чекотай. У пересохшего озера с помощью аэрофотосъёмки был обнаружен комплекс из более чем двадцати курганов. Дмитрий Геннадьевич определил курган для раскопа. Начали снимать пласты дёрна и вскоре открыли развал глиняного горшка с остатками ритуальной пищи. Учёный решил, что это обожжённые кости барана и птицы, возможно, орла, и сделал вывод, что здесь проходило магическое действо – тризна, а могильник относится к петрово-синташтинской или алакульской культурам. Именно алакульцы в ритуальных целях использовали обожжённые кости, а также внутренности и жир животных. Приносили в жертву и взрослых особей, и их детёнышей. Ритуал погребения синташтинцев ещё более древний. Предположительно, это период зарождения религии зоро-астризма – культа солнца, слияния с природой. Обряды синташтинцев схожи с крито-микенскими. Синташтинцы делали колодцы, подклети, приносили в жертву богам одних и тех же животных. Иногда у них наряду со срубными могильниками встречаются и купольные, и обычные ямы – углубления. Всё это Дмитрий Геннадьевич пояснял мне вечером у костра. По его мнению, радиоуглеродный анализ часто не даёт точного возраста раскопанных предметов, поэтому учёный решил применить все методы и посмотреть, какие из них работают. Его интересовали не только археологические изыскания, но и тема природы. Как-то он предложил послушать чаек возле озера. Поначалу птицы волновались, галдели, но, успокоившись, стали вести себя естественно, а это значит – «смеяться». На берегу Чекотая живут чайки-хохотушки. Именно за весёлый нрав их зовут «мартышками», а озёра, где они гнездятся – «мартышами». Озеро Чекотай – солончаковое. По твёрдой корке можно дойти до водного оконца в центре озера. Там в камышовых зарослях и живут чайки. Но ступать на растрескавшуюся солончаковую поверхность опасно: можно провалиться. Вокруг озера, кроме курганов, лесные колки. В одном перелеске был найден рог, учёный сразу определил: он принадлежал косуле. Дмитрий Геннадьевич – замечательный собеседник, очень простой в общении человек.
И на Берсуате, и на Чекотае я делала акварельные этюды с видами на раскопы, на развалы горшков, на речку с цветущей кувшинкой, на причудливые облака над озером, на череду курганов. Некоторые работы подарила археологам, другие позже показывала ученикам, друзьям. Желая пробудить интерес к родному краю у ребят, организовала выезды в близлежащую Варну и к башне Тамерлана.
Уральская Варна
В то лето исполнилось 153 года с того времени, как первые казаки прибыли на отведённое место. Полоса степи – стокилометровой ширины – была необжитой. Она тянулась от первояицкой линии в глубь казахстанских степей. И, несмотря на то, что здесь таборились башкиры и киргиз-кайсаки, фактически считалась российской землей. Феодальная знать Хивы, Бухары, Коканда часто подталкивала кочевников к открытым выступлениям против России. Это и вынудило правительство в лице царя Николая I принять решительные меры по укреплению юго-восточных рубежей империи. В 1843 году началось строительство укреплённого поселения, позже названного Варной в память о героизме оренбургских казаков, взявших в 1828 году болгарскую Варну, оккупированную турками.
В уральской Варне с пониманием встретили молодёжь из Магнитки и вызвались показать нам башню Кесене – Тамерлана, рассказать легенды. Эту башню ещё называют «мавзолей в степи». Она – уникальный памятник архитектуры Южного Урала XIV–XV вв. Жители Варны с детских лет слышали красивую легенду о дочери грозного властителя Востока Тимура (Тамерлана) и её трагической любви к простому воину Менгирею. Одна из легенд гласит: красавица покончила с собой, увидев убитого возлюбленного. И будто Тимур на месте гибели дочери воздвиг мавзолей. Известный археолог
К. В. Сальников доказал, что пути отрядов Тамерлана пролегали южнее. Удивительные находки были сделаны Э. Ю. Петри внутри мавзолея. В лубе, покрывавшем череп, были сделаны отверстия для глаз рта. Под этим покровом был обнаружен женский скелет. При черепе – две золотые серьги с двумя жемчужинами и яхонтами, а также два золотых перстня и другие украшения. Есть предположения, что эта башня была молитвенным домом.
Вскоре Дмитрий Геннадьевич решил приостановить работы. Возможно, сам господь оградил нас от участия по вскрытию могильника. Возможно, учёный по каким-то признакам понял, что этот курган магически закрыт, запечатан.
И вновь мы оказались в Аркаиме. В благодарность за помощь Светлана Яковлевна Зданович устроила нам познавательную экскурсию по заповеднику. В конференц-зале мы посмотрели несколько фильмов об Аркаиме, в том числе – «Так сказал Заратустра». Учёный-геолог Ия Михайловна Батанина показала нам вулканические бомбочки и пемзу на горе Шаманке, доказывающие, что это остов палеовулкана. Камни разрешили взять с собой. Геннадий Борисович побеседовал с нами о том, что приходится принимать во внимание разные духовно-мистические теории. И тогда я узнала, что вода «рождает огонь». Удивились археологи, когда обнаружили рядом с колодцами, на дне которых были найдены жертвоприношения, металлургические печи. Поддувало печи было связано с колодцем с помощью воздуходувного канала, устроенного в грунте. Это открытие подтверждало знаменитый индоевропейский миф о рождении бога Агни из воды.
Провожали нас торжественно. Ребята многое узнали о земле, которая их окружает. Но до интереса к чему-то или к кому-то надо дорасти. Поэтому возвращались мы с разным настроением. Одних переполняла благодарность к людям, с которыми соприкоснулись, другие стремились скорее окунуться в привычную среду. Я же везла из Аркаима акварели, фотоснимки, вулканические бомбочки, рог косули, черепки, а главное – память. И долго потом всем этим делилась.
С тех пор прошло 25 лет. Захотелось найти отклик, встретиться с теми, кто вспоминает соприкосновение с учёными-археологами, с ушедшей в глубь веков историей, культурой своей малой родины – Южноуралья.