Первая встреча магнитогорской публики с великим танцовщиком состоялась в январе 1965 года. Выступление Махмуда Эсамбаева (на фото) в стенах левобережного Дворца культуры металлургов стало настоящим событием в культурной жизни города. Но прежде артист, которому рукоплескали лучшие залы мира, побывал на ММК, где выступил прямо в красном уголке.
Как вспоминают участники того знаменательного концерта, когда скрипка взяла первые аккорды мелодии Глиера, в красном уголке коксохимического производства не то что яблоку, но и снежинке негде было упасть.
- Столько людей не собиралось здесь за всю историю существования красного уголка. Зал рассчитан на 600 мест, а на концерте было рабочих вдвое больше. Как только здание выдержало! Аплодисменты не смолкали. Желающих попасть на концерт Эсамбаева не смог бы вместить самый большой зал города, и те, кому посчастливилось увидеть искусство танца, на долгие годы сохранят в памяти этот день, - вспоминал главный инженер производства Альфред Сеппар.
После концерта, получив в подарок от коксохимиков шляпу люкового, крючок газовщика, цветы и корзину яблок, Махмуд Эсамбаев сказал, что глубоко тронут радушным приёмом металлургов. И пообещал приехать ещё раз. На следующий день Эсамбаев был гостем доменщиков. На восьмой печи он с восхищением любовался выпуском чугуна, а на девятой - знакомился с автоматическим управлением печи.
В августе 1967 года артист вновь побывал в нашем городе. "Когда впервые приехал в Магнитогорск, о котором был очень много наслышан, то с особым нетерпением ожидал свидания с металлургами, особенно хотелось увидеть доменщиков, - говорил после одного из концертов Эсамбаев. - Я рисовал в своём воображении крепких, богатырского сложения людей, но, побывав на печи, убедился, что прославленный магнитогорский чугун плавят обычные люди, ну, скажем, такой же комплекции, как я, а труд у них поистине богатырский. С той минуты, как увидел их в работе, я был покорён их силой и мастерством. Подумал: каким большим талантом должен обладать служитель искусства, чтобы поставить себя в своём труде наравне с ними. Вот почему нигде в стране не испытывал такого волнения, как здесь перед каждым концертом. И выступаю всегда с особым вдохновением и пылом".
"Беспрецедентное, высочайшее мастерство. Удивительное проникновение в душу танца, причём какого угодно - молдавского, индийского, бразильского, русского. На сцене творилось чудо. Я был в полнейшем восторге, - писал впоследствии журналист "Магнитогорского металла" Леонид Ветштейн. - Любопытно, что впечатление не меньшее, чем сами танцы, произвёл и рассказ конферансье, который перед одним из выходов на сцену рассказал зрителям о том, что во время одного из концертов в зале находился парень, немой от рождения. И когда этот парень увидел, что творит на подмостках кавказский виртуоз, то пришёл в такой восторг, что неожиданно сам для себя закричал! И с того момента у него появился голос!" В память об увиденном журналист написал стихотворение и опубликовал его на страницах "Металла". Тот выпуск газеты и по сей день хранится в музее имени Махмуда Эсамбаева вместе с подарками магнитогорских доменщиков и коксохимиков.
Махмуд Эсамбаев долгие годы был настоящей легендой и кумиром миллионов. Танцевать он начал ещё в раннем детстве. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала весёлого паренька, без которого не обходилась ни одна свадьба. Он начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причём одновременно левой ногой касался головы. В пятнадцать лет Эсамбаев стал солистом Чечено-Ингушского государственного ансамбля песни и танца, в девятнадцать был принят в Пятигорскую оперетту. Наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины, Махмуд Эсамбаев стал артистом. При этом он с трудом окончил лишь шесть классов средней школы. В 20 лет стал солистом Киргизского театра оперы и балета. В Киргизию семья Эсамбаевых была сослана в 40-х годах во время депортации. В войну Махмуд танцевал и в военных госпиталях, и на строительстве оборонительных сооружений, и на передовой. Во время одного из таких выступлений он был ранен в ногу. В полевом госпитале Эсамбаеву сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: "Ногу я вам спас, а вот танцевать вы уже не сможете". Но Эсамбаев не мыслил себя без танцев. Он лечился и одновременно тренировался, разрабатывал раненую ногу. И к удивлению всех вернулся на сцену. Став солистом филармонии Чечено-Ингушской республики, маэстро начал создавать танцы-новеллы, посвящённые культуре разных народов. С программой "Танцы народов мира" он покорил не только Советский Союз, но и весь мир. "Представитель гордого народа, Махмуд Эсамбаев помогал сближению людей. Дружба, добро, красота были целью его творчества, основой его взглядов", - говорил о великом танцовщике знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев.