Вернуться в рубрику
Вехи

Ток - в срок!

В октябре 1931 года первая турбина центральной электростанции дала промышленный ток.
В октябре 1931 года первая турбина центральной электростанции дала промышленный ток.(фото 1) В октябре 1931 года первая турбина центральной электростанции дала промышленный ток.(фото 2) В октябре 1931 года первая турбина центральной электростанции дала промышленный ток.(фото 3) В октябре 1931 года первая турбина центральной электростанции дала промышленный ток.(фото 4)

Этот год стал пусковым для строящегося у Магнитной горы металлургического комбината. В мае заработал рудник, и на уральские заводы были отгружены первые тонны магнитогорской руды. В июле выдал первую продукцию шамотный цех, построенный за девять месяцев. Для дальнейшего развития гигантской стройке требовалось электричество.

Первое время его давали две временные электростанции - дизельная и тепловая. Они обеспечивали электро-энергией строительство центральной электростанции, первой доменной печи и других объектов.

20 июля 1930 года начались земляные работы на строительстве центральной электростанции. Её возведение велось ударными темпами. 15 июня 1931 года начался монтаж конструкций на паровом котле, ещё через два месяца прямо под открытым небом стали возводить турбину № 2, а 23 октября того же года она выдала первый промышленный ток. Всего за пятнадцать месяцев в уральской степи выросла мощная по тем временам электростанция из четырёх котлов и четырёх турбин. Иностранные инженеры не могли понять, какая сила движет русскими рабочими и специалистами, заставляя их вдвое сокращать сроки, существующие в мировой практике. Прорабами на монтаже оборудования ЦЭС работали Елена Джапаридзе и Людмила Волнистова. Отказавшись от помощи со стороны иностранцев, они организовали сборку распределительных устройств и двигателей в главном корпусе станции, едва строители успели снять опалубку с железобетонных конструкций. На монтаже главного щита управления коллектив, которым руководила Елена Джапаридзе, добился рекордной производительности. Она организовала сборку щита отдельными блоками прямо под открытым небом. А уже затем блоки переносили на место и собирали в единый организм.

Нередко, отработав смену, строители оставались на субботники, ночами разгружали вагоны с материалами, оборудованием, брали "на буксир" отстающие участки.

Работа шла под девизом: "Ток - в срок!": электроэнергия требовалась горнякам, коксохимикам, доменщикам.

"Мне вспоминается, как при монтаже котла центральной электростанции немецкие консультанты и проектировщики прятали от нас за десятью замками чертежи, - рассказывала впоследствии Елена Джапаридзе. - Они работали в одну смену и в положенный час закрывали в конторах чертежи и уходили домой, а котельщики продолжали монтировать. Нам нужно было выиграть время - в кратчайший срок дать ток первой домне! Иностранцы планировали срок монтажа котла от восьми месяцев до года, а молодёжь решила сократить его в два раза".

Елена Джапаридзе - дочь расстрелянного Бакинского комиссара - в 1930 году окончила Московский энергетический институт и получила направление в проектный отдел треста "Энергострой". Через год по призыву партии и комсомола Елена отправилась на строительство Магнитогорского металлургического комбината. За пять лет, проведённых на Магнитострое, она неоднократно была отмечена грамотами и ценными подарками за ударный труд. В 1936 году Наркомтяжпром направил опытного энергетика Джапаридзе на строительство заводской электростанции в Дагестане. После пуска станции она стала её первым начальником. В дальнейшем Елена Алексеевна работала главным инженером Главэнерго Министерства чёрной металлургии, заместителем министра чёрной металлургии СССР.

Выпускница Московского электротехникума Людмила Волнистова приехала в Магнитку в начале тридцатых годов. Через несколько лет, вернувшись в столицу, с отличием окончила электроэнергетический факультет МЭИ и была принята в аспирантуру кафедры Центральных электрических станций. В 1942 году после неоднократных попыток уйти на фронт была направлена в одну из войсковых частей Западного фронта. Пройдя в течение трёх дней курс "диверсионных наук", который включал стрельбу из винтовки, пистолета, метание гранат, бесшумное снятие часового, ориентирование на местности, минирование дорог и  способы подрыва мостов, в качестве командира разведгруппы была переброшена в тыл противника в район города Орша. Её дальнейшая судьба неизвестна. По одной из версий, Людмила Волнистова казнена фашистами.

Строительство первых объектов комбината стало настоящей школой для тысяч молодых рабочих и инженеров. "У каждого в жизни должна быть своя Магнитка", - так определяла свою жизненную позицию Елена Джапаридзе, инженер-электрик, первостроитель Магнитки, заместитель министра чёрной металлургии СССР, и подчёркивала, что стройка в далёкой уральской степи с первых дней стала лабораторией всего нового, передового.

 

Поделитесь с друзьями новостью в социальных сетях
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 17
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 1600
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 2
    [TIMESTAMP_X] => 2021-10-08 09:39:37
    [DATE_START] => 08.10.2021 14:39:28
    [DATE_END] => 29.10.2021 14:39:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=17
            [~VOTE_FORM] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=17
            [VOTE_RESULT] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=17
            [VOTE_FORM] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=17
        )

    [COUNTER] => 21
    [TITLE] => Готовы ли вы путешествовать в условиях продолжающейся пандемии?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => green
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=17
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=17
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=17
    [VOTE_FORM_URL] => /news/vehi/tok--v-srok/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=17
)
		
Готовы ли вы путешествовать в условиях продолжающейся пандемии?