«Внучка Сурикова, мать Михалкова», – говорили о Наталье Петровне Кончаловской. Впрочем, её родственные связи можно перечислять долго. Её отец – известный художник Пётр Кончаловский, дед – знаменитый русский живописец Василий Суриков. Кроме того, Наталья Кончаловская была женой советского поэта Сергея Михалкова, матерью знаменитых режиссёров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского и тёщей литератора Юлиана Семёнова. Хотя известна она не только талантливыми родственниками, но и благодаря собственному творчеству – прозе, переводам и детским стихам, которые Наталья Петровна, говорят, писала не хуже мужа, классика советской литературы. Её поэму об истории Москвы – «Наша древняя столица», – которую Кончаловская писала почти пятнадцать лет, знали несколько поколений советских школьников. Она умела простым языком донести до юных умов важные вещи об истории, родине, дружбе, музыке.
На Южный Урал Кончаловская приехала по приглашению поэтессы Людмилы Татьяничевой. Поводом послужила Неделя детской книги, которую ежегодно организовывала Челябинская областная детская библиотека. В марте 1973 года сотрудники библиотеки совместно с областной комсомольской организацией обратились к Татьяничевой, которая в то время уже жила в Москве и работала секретарём правления Союза писателей РСФСР, с соответствующей просьбой. Людмила Константиновна, дружившая с Натальей Кончаловской, приглашение передала с радостью – к Уралу она относилась с любовью и уважением. Она с такой теплотой рассказывала об этом суровом крае, что Кончаловской захотелось лично увидеть уральские красоты и почувствовать настоящий уральский характер. Кроме того, ходатайство южноуральских комсомольцев подержали московские коллеги. Так что уговаривать её не пришлось. На Урал Кончаловская отправилась с радостью. Несмотря на приличный возраст – семьдесят лет – Наталья Петровна с удовольствием путешествовала по стране и знакомилась с новыми людьми. «Когда московские комсомольцы попросили меня поехать в Челябинск на Неделю детской книги, я поехала, как охотник весной едет на тягу, со всею радостью предвкушения неожиданной удачи», – писала она.
В конце марта 1973 года известная писательница приехала в столицу Южного Урала. Следующие две недели были наполнены именами и событиями: выступление на телевидении, в институте культуры, перед учителями школ, в обкоме комсомола, где собрали корреспондентов сельских газет. Во Дворце железнодорожников Наталья Кончаловская встретилась с юными читателями и познакомила их со своей книгой «Дар бесценный».
Наталья Петровна сетовала на то, что ей не удалось попасть в Ильменский заповедник, который был закрыт «по причине появления энцефалитного клеща». Но она побывала на озере Тургояк и в минералогическом музее Миасского горного техникума, где попала под очарование уральских самоцветов. В мае того же года Кончаловская вновь приехала на Урал – в этот раз её целью стал Магнитогорск: «Вот он, город, о котором столько писали, за которым следила в течение десятилетий вся страна, которым она гордилась и гордится поныне…»
Особенно впечатлил её Магнитогорский металлургический комбинат – размахом, громадностью: «Ради этого гиганта здесь живут люди и ради него сюда приезжают из разных стран. Жизнь здесь совершенно особая, и когда попадаешь в её кипение, то оно ошеломляет…». Наталья Кончаловская побывала в мартеновском цехе, где выступила перед сталеварами, собрала материал о судьбах «магнитогорского итальянца» Чирилло Векки, бывшей партизанки Лидии Чугуновой, о династии Галиуллиных. Кроме того, встретилась с Борисом Ручьёвым. Поэт к тому времени был тяжело болен – через полгода после этой встречи его не стало. Оказалось, что Наталья Кончаловская многое знает о судьбе и творчестве Ручьёва, во время беседы она не раз читала по памяти его стихи.
Ещё на Челябинской телестудии Наталья Петровна увидела документальный фильм «Семья Галиуллиных» и загорелась идеей встретиться с представителями этой металлургической династии. Фильм начинался с домашних кадров – многочисленное семейство за большим обеденным столом, затем повествование плавно перетекало в горячие цехи ММК. Оказавшись в Магнитке, Кончаловская позвонила по номеру, который ей дали в Челябинском обкоме партии. К телефону подошла вдова Хабибуллы Галиуллина – Сабиря: «Кто говорит? Писательница из Москвы?» Уже на следующий день Кончаловская гостила в небольшом уютном домике в посёлке Берёзки, где Сабиря проживала с одним из девяти своих сыновей и его семьёй.
Распивая душистый чай, женщины разговаривали о жизни, детях и внуках. «Так как же выходит, вся твоя родня работает на комбинате?» – интересовалась Наталья Петровна. «Вся! И сыновья, и невестки и зятья!» – с гордостью отвечала хозяйка. И смущённо признавалась, что получает крошечную пенсию. И это при том, что именем мужа Хабибуллы названы посёлок, улица в Магнитогорске, нередко ей, как «вдове орденоносца», приходится встречать зарубежных гостей, да и сама Сабиря в Магнитке с начала 30-х годов, родила и воспитала целую трудовую династию, а живёт благодаря помощи сыновей. Кончаловская искренне восхищалась этой простой женщиной и её нелёгкой судьбой.
Впечатления писательницы от южноуральского путешествия легли в основу детской книги «Магнитное притяжение», изданной в Москве в 1976 году. Несмотря на то, что написана она для детворы, взрослые читали её с не меньшим интересом и отмечали, что словесные портреты Кончаловской очень точны.