Первоначально Госбанк размещался на улице Кирова, № 66 рядом с кинотеатром «Магнит» – первый одноэтажный барак с правой стороны от здания. Барак этот простоял до середины пятидесятых годов, пока не был демонтирован из-за изменения трассы улицы Кирова.
Ещё в начале 1936 года правление Госбанка РСФСР выделило 525 тысяч рублей на постройку капитального двухэтажного здания магнитогорского Госбанка. Строительство планировалось начать весной того же года. Место для банка 23 марта утвердил горсовет: «Считать, что представленный земельный участок группой Генплана Комбината под строительство здания Госбанка в размере 4000 кв.м. на пятом участке, против цирка, фасадом на Большой проспект, является наиболее целесообразным, и соответствует архитектурной планировке города. Просить Управление комбината закончить строительство не позднее 1 ноября 1936 года с расчётом введения в эксплуатацию не позднее 15 ноября 1936 года».
Согласно тексту здание Госбанка изначально предполагалось строить на проспекте Пушкина, 6. Но по каким-то причинам решение о его местоположении изменилось, а начало строительства затянулось. В первых числах сентября 1936 года «Магнитогорский рабочий», размещая снимок строящегося здания для школы № 5 – ныне улица Кирова, 76, сообщает о том, что рядом будет здание банка, строительство которого начнется с 20 сентября, а также информирует, что проектировал здание архитектор Тихвинский. Художник-архитектор Евгений Михайлович Тихвинский – сотрудник проектной конторы Горстройпроекта Ленинградского отделения, работающей в это время в городе Магнитогорске.
Городские газеты ещё не раз будут публиковать материалы о ходе строительства здания Госбанка. В начале апреля 1937 года в газете «Магнитострой» – снимок И. Евсеева «На строительстве Госбанка. На снимке: плотник Крупнич за устройством опалубки для заливки бетоном карнизов». Благодаря публикации, мы видим на заднем плане строения по будущему проспекту Пушкина в постройке здания сберкассы и детских яслей (пр. Пушкина, 4). 18 ноября 1937 года «Магнитогорский рабочий» размещает фотографию В. Георгиева «Заканчивающееся строительство здания Магнитогорского Государственного банка на Пушкинской улице». Стройплощадка здания Госбанка ещё ограждена, а внутри ведутся работы по отделке помещений.
Фото для выставки
В 1938 году коллектив банка из барака переезжает в капитальное красивое здание, снимки которого мы увидим в коллекции известного фотографа Владислава Микоши. В своей книге «Я останавливаю время» Микоша, как фотокорреспондент газеты «Известия», вспоминает: получил задание подготовить материал о Магнитке для выставки, открывающейся в апреле 1939 года в Нью-Йорке: «….Страна готовила павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Для павильона было заказано фотооформление – «Советский Союз в фотографиях». …Снимал для выставки и я. Мне было поручено снимать Магнитку». Выставка называлась «Строительство мира завтрашнего дня», СССР должен был показать, что завтрашний день принадлежит социализму. Вместо изобретения и визуализации «мира будущего», основанных на прогрессе технологий и дизайнерской интуиции, авторы павильона СССР предъявляют зрителю пропагандистские образы «советского настоящего» как наступившего будущего. Несколько снимков здания Госбанка и его интерьера, сделанных осенью 1938 года В. Микошей, явно свидетельствуют о достойном объекте для этой пропаганды.
Об авторстве здания
Ранее на страницах газеты «Магнитострой» магнитогорский архитектор Фома Ялов критиковал автора здания Госбанка и его архитектурное решение, оценив «в стиле «ампир» – явно в купеческом стиле». Уделили внимание этому зданию и В. И. Казаринова с В. И. Павличенко в своей книге «Магнитогорск», но иначе: «В здании Госбанка, расположенного против заводской лаборатории, была отдана дань архитектурной манере академика архитектуры И. А. Фомина». Кстати, многие в результате невнимательного прочтении приписывают проектирование здания И. А. Фомину, что отсутствует у авторов книги. Во-первых, академик Иван Александрович Фомин не участвовал в проектировании объектов нашего города. Во-вторых, И. А. Фомин умер 12 июня 1936 года. Однако, этот факт краевед А. И. Займогов легко «исправил» и приписал всё-таки авторство Фомину, но не академику, а его сыну – Игорю Ивановичу. Ложно заявляя в Челябинский комитет по выявлению и охране объектов культурного наследия, в том числе, что проект здания Госбанка выполнен в Ленинграде. Проект этого здания выполнялся в Магнитогорске в Магнитогорском бюро Ленинградского отделения Горстройпроекта. Архивные документы, да и местная печать подтверждают их деятельность на Магнитке. Например, «Магнитогорский рабочий» от 17 декабря 1935 года в статье «Художники, скульпторы, архитекторы…» упоминает: «…Организующим центром в Магнитогорске должна явиться сформированная на строительстве города группа архитекторов-художников (тт. Натальченко, Демочко, Тихвинский и другие), вокруг этой группы необходимо сплотить всех архитекторов, скульпторов и художников Магнитки…»
Что же касается «архитектурной манеры академика архитектуры И. А. Фомина», то здесь нет ничего удивительного. Евгений Тихвинский, автор здания Госбанка, закончил в Ленинграде архитектурное отделение Высшего художественного училища Императорской Академии художеств, где преподавал академик И. А. Фомин, который был известен тем, что начиная с середины двадцатых годов XX века, разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской архитектуры», используя предельно упрощённые, лаконично строгие формы, соответствующие логике построения железобетонных конструкций. Спаренные колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента и другие приёмы академик И. А. Фомин внёс, отрицая модные веяния кубизма, конструктивизма, но твёрдо стоящий на принципах архитектурной классики. Именно это авторы книги об архитектуре «Магнитогорск» имели в виду.
Голландский взгляд
Иностранный подданный – голландец Питер ван Вау настолько был возмущён работой строителей, что написал статью в газету «Магнитострой» с громким названием «Не архитектурное оформление, а бездарная стряпня». Будучи инструктором по штукатурным работам на данном объекте, Ван Ваув (так подписавшись по-русски) перечисляет и описывает исправления недоброкачественной работы при строительстве: «…Нет ни одной колонны, которая была бы геометрически правильно сделана. Штукатуры вынуждены, чтобы выпрямить пилястры, местами накладывать штукатурный слой толщиной до восемнадцати сантиметров. Этот слой штукатурки нарушает размер между центрами колонн. Промежуток между одними колоннами, после исправления суживаются, а между другими расширяется, что явно не нормально. Сейчас прорабы Гражданстроя придумали такой выкрутас: пространство между колоннами фасада залаживают кирпичом. Такую вредную стряпню могут придумать только ни на что не способные горестроители…»
Из этой статьи видно, что не всё задуманное архитектором Е. Тихвинским воплотилось в реальность.
Одно из лучших зданий
В мае 1949 года городское руководство поднимает перед управляющим отделения Госбанка вопрос о необходимости проведения ремонта здания. Но это решение осталось невыполненным по причине отсутствия ассигнования на ремонт и в феврале 1950 года горисполком снова возвращается к этому вопросу: «Исполком горсовета отмечает, что здание отделения Госбанка, построенное и пущенное в эксплуатацию в 1938 году, на протяжении двенадцати лет не подвергалось осадочному и текущему ремонту и пришло в непригодное состояние, требующее немедленного ремонта с внутренней и наружной сторон. Ввиду того, что эксплуатация здания в таком виде не отвечает требованиям культуры учреждения, кроме того, одно из лучших зданий в центре города не может оставаться в таком запущенном состоянии…»
В настоящее время в здании размещается расчётно-кассовый центр. Его руководство бережно сохраняет исторический облик объекта и своевременно ремонтирует здание. Согласитесь, что любоваться зданием, его архитектурным решением можно и без официальных установок, в том числе без решения комитета охраны культурного наследия Челябинской области «о выявленном» объекте. И для этого есть серьезные основания. В акте государственной историко-культурной экспертизы от 1 ноября 2023 года о здании Госбанка экспертом-архитектором В. Н. Николаевой вся ценность «культурного наследия» сведена к следующему: «Объект обладает архитектурной и художественной ценностью, связанной с его архитектурно-пространственным решением в виде двухэтажного здания с вальмовой крышей». Как можно расценивать деятельность комитета охраны культурного наследия Челябинской области, государственный эксперт, которого в упомянутом акте в разделе «Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведённых исследований» вносит свою историческую интерпретацию истории комбината и города Магнитогорска: «…Магнитогорский металлургический комбинат был построен в 1929 году, вскоре рядом – на том же левом берегу Урала – появилось несколько жилых зданий…». Оказывается, мы заблуждаемся, когда полагаемся на заявленную оценку сотрудников комитета, как серьёзную и профессиональную, но в результате имеем такие недостоверные и незатейливые заключения.
Маргарита Мигунова, архитектор