Германское верховное командование издало приказ всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами прекратить военные действия восьмого мая 1945 года в 23 часа 01 минуту по центрально-европейскому времени. Война продолжалась 1418 дней. На фронт из Магнитогорска ушли более 30 тысяч человек, 14 тысяч из них погибли или пропали без вести.
Хочу обратиться к воспоминаниям земляков, прошедших войну. Это не коренные магнитогорцы, но их документы бережно хранятся в городском архиве, как выдающихся жителей города.
"В этих воспоминаниях нет ни капельки вымысла или даже домысла... У памяти есть своё неоспоримое преимущество - она является непосредственным свидетелем, а нередко и участником запомнившегося события…", - такие слова приведены в "Записках авиационного штурмана" Евгения Петровича Эктова. Автор - участник боевых действий, проведший три года на фронте в частях и соединениях авиации дальнего действия, штурман звена дальних бомбардировщиков, кавалер шести государственных наград.
Евгений Петрович родился в 1918 году в селе Подвигаловка Тамбовской области. В 1936 году прибыл в наш город, работал литсотрудником в газете "Магнитогорский рабочий". В 1940 году Эктов окончил Челябинское военное авиационное училище, которое отличилось во время Великой Отечественной войны тем, что в его стенах подготовили 25 выпусков штурманов, 18 выпусков стрелков-радистов и около десяти тысяч авиационных специалистов. Полученные в училище знания штурману Эктову пришлось применять уже совсем скоро. Так, 28 июня 1941 года он совершил свой первый боевой вылет на бомбардировщике в районе белорусского города Бобруйск, нанося удары по танковым колоннам гитлеровцев.
"В то время гитлеровские коршуны безраздельно господствовали в воздухе. Господствовали потому, что большинство боевых самолётов Красной Армии, особенно истребителей в прифронтовой полосе, оказались уничтоженными на аэродромах, так и не сумев подняться в воздух. А гитлеровцы всё наглели и наглели. Фашистские лётчики ежедневно появлялись над Курском, разбрасывая листовки, извещавшие население города о предстоящих налётах гитлеровской авиации с указанием даты и времени бомбёжек города. Психическая атака продолжалась и с воздуха…".
Конечно, советские лётчики не бездействовали. С отдалённых аэродромов они продолжали совершать вылеты и атаковать вражеские колонны, неся при этом невосполнимые потери.
Евгений Эктов воевал в Восточной Европе, участвовал в штурме Будапешта, Кёнигсберга. Впечатления о наступательной операции на "последнюю цитадель фашизма" - Берлин, которую провели с 15 по 16 апреля 1945 года, он описывает в "Записках…": "Чьё сердце не содрогнётся от города-паука, логова фашизма и мракобесия. И вот теперь мне и моим боевым друзьям-однополчанам предстояло бомбить этот город-спрут глубокой ночью… Ослепив и взломав оборону противника артиллерией и авиацией, в прорыв рванулись танки и пехота. Только за сутки, с 15 по 16 апреля, в Берлинской операции Советская авиация совершила около 17 тысяч боевых самолётовылетов. Подчеркиваю - только за одни сутки!"
Девять тысяч орудий и миномётов, а также более 1500 установок РС БМ-13 и БМ-31 в течение 25 минут обстреливали первую полосу немецкой обороны на 27-километровом участке прорыва. С началом атаки огонь артиллерии перенесли вглубь обороны, а на участках прорыва включили 143 зенитных прожектора.
"От напряжения, необычности боевого задания (противозенитный манёвр), длительности, сложности и ответственности полёта тело как бы наливается свинцом. Чертовски устал, откидываюсь в кресле, вытягиваю вперёд ноги. Но тут же беру себя в руки. Убираю из гнезда прицел для бомбометания. Приподнимаюсь в кресле и включаю радиополукомпас. В наушники шлемофона врывается мощный голос знакомого певца: "Ну-ка, враг, ты нас лучше не трогай, // Не балуйся у наших ворот. // А не то встанет грозный и смелый // Наш хозяин - советский народ". Слова этой песни я не раз слышал до этого, но сегодня они приобрели совершенно другую окраску, какую-то новую, необоримую силу… Сегодня вечером - снова в бой. И вновь, вероятно, на Берлин. Советские чудо-богатыри продолжают штурмовать его. Им очень нужна наша помощь! И мы окажем её ради долгожданной, теперь уже недалекой Победы".
Действительно, совсем скоро вспыхнуло яркое солнце долгожданной Победы! Через полмесяца Берлин пал, а ещё через восемь дней гитлеровское командование безоговорочно капитулировало. Евгений Петрович был горд тем, что он участник и творец этого всемирно-исторического события.
Память о минувшей войне он передал через свой литературный опыт в надежде на то, что "…воспоминания откроют ещё одну, а может и не одну, безвестную могилу и позволят восстановить в нетленной памяти народа имя ещё не одного доблестного, но пока безвестного защитника Отчизны. Ну, а если у читателей возникнет благородное желание подражать поступку героев повествования, автор будет вдвойне рад".
После окончания войны Евгений Петрович ещё два года служил в армии. За боевые заслуги его наградили шестью правительственными наградами - двумя орденами и четырьмя медалями.
После возвращения в мирную жизнь Эктов продолжил свою трудовую деятельность в Магнитогорске. В 1947 году занял должность заведующего отделом культуры и быта редакции газеты "Магнитогорский рабочий", в 1959 году стал директором Дома культуры, а в 1966-м - редактором заводской многотиражной газеты "Калибровщик". В 1976 году его зачислили в штат редакции газеты "Магнитогорский рабочий" в качестве корреспондента.
В марте 1993 года Евгений Эктов ушёл из жизни. Все, кто когда-либо с ним работал, отзывались о нём как о самобытном журналисте, добром и справедливом человеке.
Продолжение - в следующем номере "ММ"