45 лет назад ушёл из жизни шахтёр Алексей Стаханов. Человек, имя которого в середине тридцатых годов знал каждый житель страны Советов. Установленный им рекорд по добыче каменного угля, лёг в основу общесоюзного движения передовиков и ударников, а его фото появилось на обложке журнала Time. Буквально за одну ночь простой шахтёр вознёсся на вершину советского Олимпа, и так же быстро скатился вниз, окончив жизнь в психиатрической больнице.
Об Алексее Стаханове писали так много, что уже и не разобраться, где правда, а где вымысел. Но многие факты вызывают интерес и заслуживают осмысления. Для начала вспомним, что же всё-таки произошло на шахте 31 августа 1935 года.
Один или в компании?
Смена, разделившая жизнь шахтёра Стаханова на «до» и «после», заняла 5 часов 45 минут. За это время он добыл 102 тонны угля, превысив существующую норму выработки в четырнадцать раз. В тот же день он стал известен на весь Донбасс, а ещё через день – на весь Советский Союз. Спустя три недели шахтёр превзошёл свой же рекорд – добыв 227 тонн.
Через какое-то время поползли слухи, что Стаханов поставил рекорд не в одиночку. И действительно, вместе с ним работали двое крепильщиков Тихон Борисенко и Гаврила Щигалев, которые укрепляли брёвнами свод шахты, спасая будущего рекордсмена от обвалов и давая ему возможность беспрерывно работать отбойным молотком, добывая для страны уголь, а для себя всесоюзную славу. Без этих людей никакого рекорда просто-напросто не было бы, так как большую часть смены шахтёры того времени тратили на крепёжные работы. То есть необходимые условия для рекорда Стаханову всё же создали. Но справедливости ради, стоит отметить, что Стаханов работал без устали, рубя угольные пласты, и намного опередил крепильщиков. Когда подсчитали результат, оказалось, что он выполнил четырнадцать норм и заработав 220 рублей.
Работать по-стахановски
Новизна стахановского метода заключалась в разделении труда: один рубит уголь, двое укрепляют стенки шатхы. Повторить стахановский успех попробовали сразу несколько шахт, но довольно скоро стало понятно, что такие рекорды могут быть только единичными. Так что с производственной точки зрения рекорд Стаханова оказался бесполезен, так как поставить его на поток и отладить процесс так, чтобы каждая смена заканчивалась новым рекордом, было невозможно. Для этого требовалось подготовить рабочее место, оборудование, помощников, организовать вывоз угля, провести освещение забоя. Такого темпа не выдерживали ни люди, ни техника. Но вот с пропагандистской точки зрения эта затея оказалась очень удачной. Рекорд повлёк за собой массовое ударническое движение, а слава, обрушившаяся на Стаханова, стала отличным стимулом для остальных. Стахановцев поощряли и продвигали если не по партийной, то по профсоюзной линии, а тех, кто первым отличился в своей отрасли, ждала всесоюзная известность.
Стахановская Магнитка
1 августа 1936 года в стахановском движении участвовала четвёртая часть рабочих страны, а через два года удельный вес стахановцев по ряду отраслей достиг 40–50 процентов. Быстро распространилась новая форма соревнования и на Южном Урале. В Челябинской области примеру Алексея Стаханова последовали сначала шахтёры, затем металлурги, машиностроители, железнодорожники, рабочие других профессий. Пионерами стахановского движения на Магнитогорском металлургическом комбинате среди доменщиков были И. Колдузов и Д. Орлов, среди сталеплавильщиков – Е. Сазонов, А. Грязнов, Г. Бобров. Невиданные рекорды производительности блюминга установили старшие операторы Д. Богатыренко и В. Огородников. По предложению парткома 11 октября было решено провести на комбинате «стахановские сутки» по всему циклу. Результаты превзошли все ожидания. Мартеновцы впервые выдали 25 плавок. Доменщики выплавили 5200 тонн чугуна вместо 4600 по плану. По предложению магнитогорцев с 20 января 1936 года в стране была проведена стахановская пятидневка металлургов. На комбинате пятидневка переросла в декаду, затем в месяц. Вслед за этим весь 1936 год был объявлен стахановским. Лучшие достижения и рекорды становились нормой работы. К 1 января 1938 года на комбинате работало около 4300 стахановцев, а ещё через год это высокое звание завоевали около семи тысяч трудящихся.
Новое имя – новая биография
Свой знаменитый рекорд Алексей Стаханов установил в Донецке, поэтому многие считали, что родом он с Украины. На самом же деле будущий герой появился на свет на Орловщине, в деревне Луговая. При рождении родители нарекли его Андреем. Но это имя он носил только до 29 лет. После рекорда в газете «Правда» появилась статья, в которой рекордсмен был указан как «А. Стаханов». Глава государства Иосиф Сталин, не уточнив, назвал шахтёра Алексеем. Поскольку «Правда» и товарищ Сталин ошибаться не могли, Стаханову через несколько дней вручили паспорт с новым, известным на всю страну именем. Но родные знаменитого шахтёра эту историю не подтверждали, как, впрочем, и не опровергали. В декабре 1935 года портрет Стаханова украсил обложку американского журнала Time, а в феврале 1936-го там появилась статья «Десять стахановских дней».
Кстати, в Донбасс Стаханов приехал на заработки. Устроился на шахту «Ирмино-Центральная», работал тормозным, коногоном, отбойщиком. Впоследствии шахтёр признавался, что планировал скопить денег и вернуться в деревню, но рабочая жизнь захватила вчерашнего крестьянина, и он поступил на курсы забойщиков.
Испытание славой
Говорят, что знаменитый шахтёр не выдержал обрушившейся на него известности. Он начал злоупотреблять спиртным, в одной из пьяных драк потерял партбилет, женился на малолетней – его второй жене было всего четырнадцать лет, но с подачи Сталина, который ему благоволил, Стаханову всё сходило с рук. В 1936 году он поступил в Промакадемию в Москву. В 1937-м стал депутатом Верховного Совета СССР. В 1941–1942 годах работником начальником шахты № 31 в Караганде. В 1943–1957 годах был начальником сектора соцсоревнования в наркоме угольной промышленности СССР в Москве. Жил в знаменитом «Доме на набережной». После смерти Сталина новый генсек Никита Хрущёв организовал компанию по развенчанию культа личности Сталина и решил привлечь к ней орденоносца Стаханова. Шахтёр отказался и был отправлен в почётную ссылку на Украину. От былых почестей не осталось и следа. Стаханов первое время снимал угол, а затем несколько лет ютился в общежитии. Семья – жена Галина Ивановна и дети Виолетта и Анна – отказалась переезжать в Донецкую область и осталась в Москве. Всё это Стаханов переживал очень тяжело и заливал горе спиртным. До 1959 года он работал заместителем управляющего трестом «Чистяковантрацит», затем помощником главного инженера шахтоуправления № 2 треста «Торезантрацит». С 1974 года – на заслуженном отдыхе. Звание Героя Социалистического труда шахтёру Алексею Стаханову было присвоено через 35 лет после вошедшего в историю рекорда – в 1970 году.
Умер знаменитый шахтёр 5 ноября 1977 года в психиатрической больнице, куда попал после очередного приступа белой горячки. До этого он перенёс инсульт, страдал частичной потерей памяти. Говорят, что он поскользнулся на шкурке яблока, ударился головой и умер, не приходя в сознание. Похоронен в Донецкой области.
15 февраля 1978 года город Кадиевка был переименован в Стаханов – это единственный в мире город, названный в честь рабочего.