Сотрудники музея ММК могут рассказать немало интересных историй из прошлого комбината и людей, которые в разные годы трудились на нём. И ещё больше о том, как происходил поиск сведений о том или ином человеке.
Чаще всего такая работа проводится по просьбам потомков, которые решили обратиться к прошлому своей семьи. Музей располагает богатейшими фондами, насчитывающими десятки тысяч единиц хранения. И большая удача, если среди личных вещей, фотографий, документов, наград удаётся отыскать то самое недостающее звено, тогда одним белым пятном в биографии человека становится меньше. Так произошло и с писателем Виктором Светозаровым, который несколько лет работал в Магнитогорске.
– Ко мне обратилась жительница села Суромна Жанна Миронова с просьбой найти информацию о магнитогорском периоде жизни её знаменитого земляка, писателя Виктора Светозарова. Вместе с мужем она занимается изучением истории села и его знаменитых жителей, – рассказывает ведущий специалист ППО Группы ММК Светлана Тулупова. – Во время сбора информации они познакомились с потомками Виктора Светозарова, узнали, что он жил и работал на Магнитострое, но известно об этом совсем немного. Поэтому обратились за помощью ко мне, а я в музей ММК, поскольку Виктор Светозаров работал на комбинате. В Магнитку он приехал в начале тридцатых, трудился и занимался творчеством, общался с известными литераторами. Военный период его магнитогорской биографии нашёл отражение в книге «Танковая броня» (16+). В музее мне предоставили много информации об этом человеке: автобиографию, фото, выдержки из трудовой книжки и другие документы. Всё это я отправила в Суромну.
Виктор Светозаров из поколения писателей, пришедших в литературу с опытом революции, гражданской войны и осмыслением этих событий. Он был юным по возрасту, но пережившим столько, сколько редко приходится на всю человеческую жизнь в мирное время.
Из открытых источников известно, что родился он в 1903 году в многодетной крестьянской семье в селе Суромна под Владимиром. В пятнадцать лет поступил в Пензенское художественное училище, но проучился недолго – вступил добровольцем в Красную Армию и ушёл на фронт. Воевал в 24-й Железной дивизии Первой революционной армии, затем – в Третьем интернациональном батальоне, которым командовал китайский комбат Пау Ти-сан.
Москва
В начале 1920-х годов Виктор Светозаров – студент Московского рабфака искусств. С факультета живописи и рисунка он перевёлся на литературный и вскоре в газетах «Комсомольская правда» (18+), «Молодой ленинец» (16+), «Батрак» (16+), в журналах и альманахах «Комсомолия» (16+), «Недра» (16+), «Лапоть» 9 (16+) стали появляться его стихи и рассказы. Соседями Светозарова по общежитию были будущие литераторы Артём Весёлый, Александр Фадеев, Михаил Голодный, Марк Колосов – многие приехали в столицу с фронтов гражданской войны, куда уходили добровольцами в четырнадцать–пятнадцать лет. Когда при издательстве «Молодая гвардия» была создана литературная группа, Виктора Светозарова избрали ответственным секретарём. «Бессребреники, романтики, энтузиасты», – говорил он о себе и своих товарищах по писательскому цеху и подчёркивал, что литература их не кормила, гонорары были мизерные, а самой большой ценностью, которой они обладали, были их стихи, песни и рассказы. Так что нередко будущие классики советской литературы по утрам разгружали дрова на Курском вокзале, чистили снег или подрабатывали на стройках, подавая кирпичи и раствор. Однажды в общежитие заглянул Сергей Есенин. Познакомились, организовали застолье. Светозаров взялся за гармонь, а поэт лихо сплясал «барыню». Частым гостем рабфаковцев был Михаил Шолохов.
Магнитка
После рабфака Виктор Светозаров поступил в Центральный институт труда в Москве и вскоре получил направление на Урал: работал техником в доменном цехе Уфалейского завода, а с 1932 года – на ММК, где познакомился с начинающим поэтом Борисом Ручьёвым. Тот пригласил Светозарова на вечер литературной группы, а узнав, что новый знакомый был ответственным секретарём группы московских поэтов и писателей, попросил написать рассказ для журнала «Буксир» (16+). Затем по предложению того же Ручьёва Светозаров стал заведовать кабинетом рабочего автора при завкоме металлургов, где дважды в неделю проводили занятия преподаватели Магнитогорского пединститута и работала библиотека, в которую ежедневно приходили рабочие авторы. Заходили на огонёк молодые, но уже известные Борис Ручьёв, Михаил Люгарин, Марк Гроссман, Николай Смелянский, Людмила Татьяничева. В 1934 году Виктор Светозаров был принят в Союз писателей, его членский билет был подписан лично Максимом Горьким. Кабинетом рабочего автора Светозаров руководил до 1935 года. Затем до 1937-го возглавлял Челябинское оргбюро областного отделения Союза писателей. С 1937 по 1941 – работал учителем русского языка и литературы в школах Магнитогорска, нормировщиком в доменном и мартеновском цехах ММК, в военные годы – резчиком в обжимном цехе. Много времени Светозаров проводил в выездных редакциях газет, издаваемых «Магнитогорским металлом» (16+). На собрании литактива Магнитки Виктора Светозарова избрали руководителем городской литературной организации. В 1944 году он ушёл с производства и стал заниматься литературной работой. С 1945 года Виктор Светозаров – корреспондент ТАСС по Магнитогорску.
Владимир
В 1946-м, окончив высшие газетные курсы при ЦК КПСС, был направлен во Владимир, сотрудничал с газетами, был ответственным секретарём областной организации Союза писателей РСФСР. Особое место в творческой биографии Виктора Светозарова занимают сказки. Он – автор литературной записи произведений муромского сказочника Ивана Климова. Их совместная книга «Сказки из Мурома» (0+) не раз переиздавалась местным и столичными издательствами.
Поисками дополнительной информации о жизни и деятельности Виктора Светозарова занималась сотрудник музея ММК Дарья Мухина. Она, в свою очередь, обратилась за помощью к коллегам из архива комбината.
– Первым делом уточнили данные, чтобы удостовериться, что речь идёт об одном и том же человеке, – рассказывает Дарья Александровна. – Мы всегда рады поступлению новой информации, документов. Интересно, что этот человек имеет отношение к военному периоду, о котором в музее не так много сведений, в силу того, что ММК был оборонным, закрытым предприятием и многое было скрыто. Важно, что информация из разных источников, в том числе непосредственно от родственников.
– Благодаря проекту «История ММК – история моей семьи» мы можем рассказать не только о прошлом, но и о настоящем, – отмечает руководитель музея ММК Надежда Халитова. – Теперь мы знаем, как сложилась жизнь писателя Светозарова после Магнитогорска, имеем контакты с его семьёй. В последние годы наблюдаем возросший интерес людей к своим корням, предкам. Время Иванов, не помнящих родства, прошло. Люди больше не выбрасывают семейные архивы на мусорку, напротив, они начинают изучать прошлое своей семьи, своего рода. Этому нельзя научить, но этот интерес можно воспитать, и музей может в этом помочь, предложить некие инструменты поиска.