Вот уже второй раз с интервалом в шесть лет наблюдается любопытная картина. Еще пару месяцев назад народ с сарказмом отзывался о перспективах любого отдыха за границей. Помните, по Интернету ходило такое четверостишие: "Зашел в обменник я недавно//Валюты в отпуск прикупить.//Смотрю на курс - и понимаю,/Не так уж сильно я устал". Но наступила весна, и выяснилось: не так страшен чёрт, как его малюют.
Шок, как и в марте 2009-го, прошёл. Новые валютные курсы, уже привычные глазу, неожиданно ослабили хватку. А турфирмы, планировавшие работать почти исключительно во внутреннем сегменте, снова вспомнили о перспективах выездного туризма. Подоспели с предложениями и туроператоры. Вроде бы "развалившиеся" популярные направления обрели вторую жизнь, приспособившись к новым экономическим реалиям. Понятно, что спад по сравнению с прошлым годом будет. Испания, Греция, Кипр и Италия "просядут" процентов на 30-40, Чехия - ещё больше, даже Турция, ставшая за последнее десятилетие чуть ли не всероссийским курортом, ожидает снижения российского туристического потока. Однако слухи о смерти выездного туризма оказались сильно преувеличены. Спрос на летние зарубежные направления не исчез, просто он стал более качественным, что ли.
Магнитогорск это тоже ощутил в полной мере. Туроператор "Пегас Туристик", после Нового года до минимума снизивший количество рейсов из нашего аэропорта в египетский Шарм-эль-Шейх, программу полётов в турецкую Анталью сохранил практически полностью. Первый рейс планируется 30 апреля, в мае будет два вылета, в июне, июле, августе, сентябре - по три, в октябре - снова два.
Турецкие власти, давно поддерживающие местную отрасль, связанную с туризмом, похоже, учли негативный опыт Египта. Представители Страны фараонов, увеличившие в 2014 году въездной туристический поток из России на 34 процента (по сравнению с 2013-м), в этом году сбавили обороты. Временная отмена визового сбора в размере 25 долларов не стала катализатором для россиян. Возросшие из-за падения рубля цены на отели в Египте перевесили небольшой бонус со стороны властей. Турецкие бизнесмены и государственные чиновники поступили мудрее. Как только появилась первая информация об отменах раннего бронирования туров российскими туристами, в правительстве Турции провели экстренное совещание и приняли решение оказать туристическому сектору поддержку "в это тяжёлое время".
Специальная антикризисная стратегия для российских туристов призвана удешевить туры. Прежде всего, турецкие власти поддержали туроператоров, установив компенсацию в 6 тысяч долларов на каждый российский самолёт чартерных авиарейсов. Потом совместно с отельерами ввели спеццены для российских туристов. А попутно заявили о возможности посещения нашими соотечественниками Турции по внутренним паспортам - беспрецедентный шаг в современной истории международного туризма. Понятно, что для этого необходимо снять юридические препоны, на что потребуется определённое время, но сам факт столь радушного отношения к России в период санкционной истерии стал замечательным маркетинговым ходом со стороны Турции.
А вот, скажем, Черногория, где каждый четвёртый иностранный турист - россиянин, наоборот, "вляпалась" в самый неподходящий момент. События отборочного матча чемпионата Европы по футболу Черногория - Россия, прерванного из-за хулиганского поведения местных болельщиков, станут мощной антирекламой местных курортов для наших соотечественников. Маленькая балканская страна, которую в 2014 году посетили более полутора миллионов россиян, рискует недосчитаться значительной части наших туристов. Тем более что лояльности со стороны всегда дружественной Черногории в этом году не наблюдается - в отличие, например, от Кипра, эта страна не предоставила 20-процентных скидок при раннем бронировании.
Патриотическая волна, появившаяся в России в ответ на западные санкции и вызвавшая в людях чувства гордости, национального самосознания и социокультурной идентичности, без сомнения, даст мощный импульс развитию внутреннего туризма. Но иностранные конкуренты отечественных отельеров не дремлют. Они не хотят терять перспективный и временами почти бездонный российский рынок и ищут "новые старые" маркетинговые ходы, способные сохранить в наших соотечественниках "вкус" к ежегодным зарубежным поездкам. Такая ситуация сулит ренессанс российской туристической отрасли, имидж которой сильно пострадал в прошлом году из-за серии банкротств туроператоров.