Воздух для элиты
Прошлым летом, рассказывая с энтузиазмом о красотах и прелестях Иссык-Куля, услышала: "А вы были в Боровом? Там очень красиво!" Боровое - известная еще со времен Советского Союза курортная зона Казахстана. В заповедных сосновых и березовых лесах, на берегах озер гористого ландшафта разбросаны многочисленные детские и взрослые здравницы, в которых лечили заболевания органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. Здесь были дачи Кунаева - друга и свата Л. Брежнева - и других представителей государственной и партийной элиты Казахстана. Лечили элиту воздухом, грязевыми ваннами, минеральной водой, кумысом.
Меня привлекли в первую очередь рассказы о красотах Бурабая. В переводе с казахского "бур" - верблюд. На сайте из большого перечня санаториев и баз отдыха Бурабая выбрала "Щучинское" по имени озера на берегу одного из самых больших и очень холодных из-за подземных источников озер Бурабая - Щучьего.
Во время поездки на пикник перезнакомилась с отдыхающими. Узнав, что я с Урала, задавали неизменный вопрос: "Зачем сюда приехали? У вас же такие красоты!" Приехала увидеть ваши. Хотелось не только полюбоваться пейзажами, но узнать новое, не виденное ранее, тем более в Казахстане я оказалась впервые.
Северо-западный Казахстан своими пейзажами напоминает окрестности озера Банное, Абзакова и Карагайского бора, но вместе, в "одном флаконе" - разнообразие необычайное. Живописные озера Щучье, Большое Чебачье, Голубой Залив и другие окружены горами Кокшетавской гряды самых причудливых форм: они напоминают кита, ежика, медведя, кабана, слоненка. В скальных нагромождениях можно угадать и очертания спящего батыра. Скалы повсюду: на берегу, в лесу, в воде. Они - визитная карточка Бурабая, с ними связаны поэтические сказания и легенды. Скала-верблюд - это предание о верном друге батыра верблюде, ценой своей жизни спасшего хозяина. Скала Окжетпес - о слоненке. Чтобы не стать жертвой врагов, он окаменел вместе с хозяином. Скала Жумбактас и вовсе дает простор фантазии: с одной стороны - красавица, приблизишься - перед тобой старуха, через несколько шагов - чудовище. Легенды воспевают любовь и верность, осуждают предательство, повествуют о батырах и красавицах, о борьбе между племенами и народами и, конечно, о друзьях человека - животных. По скалам можно изучать тюркский фольклор, который сюжетами, героями и образным рядом перекликается с творчеством других тюркских народов: киргизов, башкир. В нем отражение жизни кочевника-скотовода с его близостью к природе и животному миру, борьбой за кочевье и землю.
В заповедных лесах можно полюбоваться на оленей и косулей, погладить мягкие, замшевые панты молодого ручного оленя, покататься на лошадях, подняться на скалы, съездить на пикник и вдоволь поесть раков, копченого рипуса, усладить слух пением местных бардов. Сочетание чистейшего воздуха - на территории заповедника нет производства - и отличной, вкусной еды из свежих натуральных продуктов радует и глаз, и душу, и тело. Все это в окружении бесконечных сосновых лесов.
Архитектурное "шоу"
Желающие могут съездить в Астану - в переводе "столица". Таковой она стала 12 лет назад, возведена в центре Казахстана на месте Целинограда. Он на правом берегу Ишима, а новый город, как прекрасный мираж, возник среди пустыни на левом. Я никогда не была в Эмиратах, но знаю, что там города в пустыне возводят в стиле хай-тек. Астану построили в значительной степени по проектам и на средства архитекторов и инвесторов из Саудовской Аравии. Город поражает удивительными домами-музеями из стекла и металла различной конфигурации и цвета: дом-зажигалка, дом-доллар, дом-хамелеон, постоянно меняющий цвет в зависимости от освещения. В строительстве новой столицы принимали участие и российские вкладчики и проектировщики. Некоторые районы будто перенесены из Москвы, и мне на миг показалось, что я возле главного здания МГУ на Ленинских горах. Этот район в Астане - подарок Казахстану от Лужкова.
В городе есть районы повышенной комфортности, оснащенные новейшей аппаратурой, которая позволяет дистанционно, по дороге с работы решать все бытовые проблемы: освещения, проветривания квартиры, подогрева пищи… Такие дома я видела только в Японии, и рассчитаны они на очень богатых людей, как и весь город Астана. Среди жилых домов и офисных помещений министерств и представительств расположены уникальные развлекательные центры "Вавилон" и "Мега Астана". Чего тут только нет: игровые залы для взрослых и детей, кинотеатры и обычные и для формата 4D, рестораны и кафе, океанарий и джунгли. Насмотрелись на осетров, каракатиц и сытых акул, плавающих над головами, и отправились в "Джунгли". Это шоу с древними и современными, сказочными и реальными героями и обитателями джунглей. Впечатление - потрясающее. Интерьер максимально приближен к реальным джунглям, за исключением температуры. Кондиционерная прохлада приятно дистанцировала от подлинной тропической жары и духоты на улицах Астаны.
Толерантность как приоритет
Современные казахские реалии не могли не натолкнуть на размышления. В стране идет активное возрождение государства, пришедшего в упадок и запустение в первые годы постсоветской жизни. Энергично строят новые культурные центры, конфессиональные учреждения, торговые, оздоровительные, лечебные, развлекательные центры. В разработке и осуществлении проектов огромен вклад иностранного капитала. Практически все новое - результат деятельности турецких и японских проектировщиков, инвестиций из Турции и стран арабского Востока. Так, исламский центр "Нур Астана" в значительной степени построен на средства Саудовской Аравии, а скоростной лифт монумента "Байтерек" - визитной карточки Астаны - спроектирован японскими архитекторами. На вопрос, во что вложили средства иностранные инвесторы в Бурабае, гид ответил: в четыре казино. Я была потрясена функциональным назначением зарубежных инвестиций. И это при том, что контингент курортов Щучье-Боровое - вовсе не богатые люди.
Интересны мне были межнациональные и межконфессиональные проблемы. Гиды говорили о толерантности как приоритетной особенности всех сторон общественной жизни Казахстана. У меня не было повода усомниться в справедливости их слов. Нам демонстрировали светские и религиозные ценности, знакомили с атрибутами мусульманских и православных верований. Во всем ощущается умеренный ислам, спокойное, ровное отношение к другим обычаям, вкусам, взглядам. И это радует.
Меня интересовало и отношение к россиянам. Всем известно, как изменился многонациональный состав Советского Казахстана после начала перестройки. Многие россияне, считавшие древнюю землю своей родиной, вынуждены были покинуть насиженные места. Встречаясь с проживающими здесь русскими, слышала одно и то же: "Нас медленно, но постепенно вытесняют, постоянно напоминают, что мы - чужие". В чем это выражается? В постоянном акценте на необходимость знания казахского языка, несмотря на равный по статусу Конституции русский, который признан вторым государственным языком. Несмотря на проживание представителей более 130 народностей, в этнографическом отделе знаменитого музея Назарбаева в Астане представлен материал лишь по казахам. Ни один гид и экскурсовод не сказал ни слова о роли России и русских в генезисе казахского народа.
Меня удивило, что на пикнике, в автобусах и вечерами в санатории пели преимущественно русские, советские песни, а на просьбу спеть родные, народные казахи либо сразу, либо после первого куплета умолкали.
Новому времени - новые мифы
В музее президента Назарбаева экспозиции подробно повествуют о жизни, становлении и роли в истории Казахстана и мирового сообщества первого президента страны. Здесь же залы с подарками и наградами президента. Невольно вспоминается музей подарков Сталина. Очень ощутимо повеяло духом "вождизма" байско-ханского типа. Неприятное чувство подкрепило посещение монумента "Байтерек". Согласно легенде о тополе, - как и в Киргизии, это любимое дерево, - монумент символизирует тополь: корни упираются в землю, ветви удерживают светило. В народе монумент прозвали "чупа-чупс". В центре сооружения смотровая площадка, позволяющая увидеть город во всей красе. Желающие могут подняться на самый верх, полюбоваться святыней - отпечатком руки президента. В странах Дальнего Востока обычно принято гладить изваяния священных животных, Будду и других персонажей пантеона богов; в странах христианства - скульптуры Девы Марии, святых и при этом загадать желание. На вершине чупа-чупса предложили поместить свою ладонь на отпечаток руки президента и загадать желание. Вот такая эволюция. Если Мухаммед оставил след от ноги в Палестине, почему бы Назарбаеву не оставить след от руки для формирования нового культа и новых мифов?
Покидая землю миролюбивых и гостеприимных казахов, хотелось, чтобы на их древней родине наряду с турецкими, японскими и арабскими именами не переставали звучать имена Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Ибрая Алтынсарина, Джамбула Джабаева и других выдающихся сынов казахского народа, создателей казахской культуры.