Магнитогорский путешественник стартовал 15 июня из Оренбурга, чтобы проложить экологическую тропу до Ледовитого океана. Для этого ему нужно было преодолеть три тысячи километров, что два месяца назад ещё казалось невероятным.
"Желанная" и Народная
Магнитогорец прошёл степи Оренбуржья, побывал на вершинах самых высоких гор Урала, перебирался через бурные реки Коми. Были психологические срывы и физические травмы, после которых казалось, что "Большая уральская прогулка" вот-вот закончится. Один из сложных моментов Кирилл пережил в Свердловской области, в городе Ивдель. После падения в горах он повредил ногу. Потом, уже в Коми, в расщелину улетел телефон, а сотрудники Газпрома заявили, что путешественник не имеет права идти вдоль их сетей. Впрочем, потом сами же предложили помощь, отвезли в более безопасную, на их взгляд, точку.
В прошлом материале мы "оставили" земляка по дороге в Инту, где он собирался купить новый телефон. Напомню, что некоторое время вместе с ним шёл инженер Магнитогорского металлургического комбината Константин Чабан. Он уже уехал и вышел на работу, а Кирилл продолжил путешествие в одиночестве. На вокзале в Инте ему сообщили, что большинство мостов сейчас охраняются и переход по ним может стать проблемой. Но оказалось, что по ним ходят все желающие, там даже есть небольшие пешеходные тропинки.
Большую часть путешествия лили дожди, а около горы Народной вдруг выдалось несколько солнечных часов. Так что удалось подняться в нормальную погоду. Потом Кирилл добрался до приюта "Санавож". "Работник национального парка никак не могла поверить, что можно за три дня с Манараги сбегать к базе "Желанной", побывать в городе Инта и сходить на Народную", - отметил Кирилл в путевом дневнике.
Очень сложно было преодолеть реку Кожим. В этом году так много воды, что там уже погибли три человека. Перейти её вброд не было никакой возможности. Путешественника перевезли на другой берег сотрудники МЧС - на моторной лодке.
Удивительный человек
Магнитогорец отметил, что часть пути пришлось использовать еду с пониженной калорийностью. Не рассчитывал, что придётся на несколько дней задержаться на реках. Внутренних резервов осталось мало, и, навёрстывая упущенное, Кирилл съел более четырёх килограммов шоколада, шагая от базы "Желанной" до Елецкой станции.
В фельдшерском пункте Елецкого посёлка решили проверить состояние здоровья путешественника. Оказалось, что пульс, давление и температура идеальны - хоть отправляй в космос, а вес снизился на десять килограммов.
"В Елецком меня встретили очень тепло, - написал Кирилл Фронюк в путевом дневнике. - Глава администрации напоила чаем. Я смог забрать свою последнюю заброску с едой, которую заблаговременно закинул Павел Камаев. Единственное, что оказалось не так, - местные жители сказали, что реку можно переходить в районе заброшенных очистных сооружений. Я, стремясь быстрее уйти на гору Пайер, не стал открывать карты, проверять, что было ошибкой. Река в этом месте раздваивалась. Первый рукав перешёл достаточно легко. Второй же рукав становился всё глубже и глубже. В какой-то момент вода поднялась выше пояса, вернуться не мог, сносило течением. Хорошо, что рюкзак оказался с хорошей плавучестью. Течение возле берега было слабым, я смог проплыть эти метры и схватиться за кусты, растущие на берегу. Потом прошёл десять километров и поставил палатку".
Через некоторое время администратору страницы "Большая уральская прогулка" пришло сообщение от заведующей отделом по работе с территорией "Елецкий" Валентины Скрябиной: "Я восхищаюсь силой воли Кирилла, мужеством и стремлением добиваться своей цели! Удивительный человек! Классный парень, герой Урала! Пусть ему всегда сопутствует удача!"
Друг и помощник путешественника Александр Михайлов ответил: "От Кирилла, его команды и всех, кто следит за нашим общим проектом, хочу выразить слова искренней благодарности Валентине Витальевне за отзывчивость и помощь словом и делом!"
Корона Урала
Кирилл Фронюк признался, что маршрут на гору Пайер проработал не очень хорошо и точно не знал, что его ждёт. По дороге встретил группу туристов, которые сказали, что не смогли подняться, потому что самый простой путь через озёра покрыт снегом, который в этом году не растаял, а на другом маршруте находятся непреодолимые "жандармы" - отвесные, отдельно стоящие скалы. "Это меня расстроило, но я продолжал двигаться в сторону Пайера, - пояснил путешественник. - Маршрут выбрал просто по азимуту и шёл через кусты и болота. Весь день ветер дул в лицо. Вершина была затянута туманом. Потом появилось солнце, и я решил, что это мой единственный шанс: либо сейчас, либо никогда. Величина "жандармов" сильно преувеличена. Даже на Южном Урале бывают хребты с более серьёзными скалами. Здесь в сухую погоду, мне кажется, можно пролезть спокойно, без применения страховки. Безоблачная погода сопровождала меня практически до самой вершины".
Гора Пайер - это высшая точка Полярного Урала. Расположена на западном краю Уральских гор. Имеет плоскую вершину, отделённую от основного склона горы скалистыми гребнями. Поднявшись на неё 16 августа, Кирилл Фронюк взял "Корону Урала". Это туристический проект, созданный известным уральским туристом Олегом Чегодаевым. Для получения "короны" надо подняться на пять наиболее высоких, официально доступных вершин разных районов Урала: Южный Урал - гора Большой Иремель, 1582 или гора Ямантау, 1640 метров, Средний Урал - гора Ослянка, 1119, Северный Урал - Тельпосиз, 1617, Приполярный Урал - гора Народная, 1895, Полярный Урал - Пайер, 1472 метра. Участники получают памятный номерной серебряный знак, удостоверение, Почётную грамоту и туристическое снаряжение. Кирилл потратил на завоевание "Короны" рекордные 53 дня 1 час и 50 минут. Путь от Иремеля до Пайера составил 2106 километров.
Курорты Карского моря
Добравшись до севера, Кирилл отметил, что стартовал со степей на юге Урала, к ним и вернулся, только здесь они называются тундра, где основной транспорт - вездеходы. "Некоторые станции и деревни около них выглядят заброшенными, стоят только небольшие вагончики, в которых находится железнодорожное оборудование работников, - написал он. - Иногда встречаются странные конструкции. Моё предположение, что это защита от ветра, снега или диких животных". Подписчики поправили Кирилла, пояснив, что с помощью сооружений около шпал и рельс укрепляют грунт.
Днём 19 августа путешественник добрался до Воркуты. К этому времени было пройдено более 2500 километров. Встречали торжественно, с участием мэра города Игоря Гурьева, депутата горсовета Владимира Тищенко и главы округа Юрия Долгих. Начальник ЛПУ "Газпром-трансгаз-Ухта" Олег Климанов помог в дальнейшем пути к океану. Выдал документ, разрешающий передвигаться рядом с газовыми трубами.
Кирилл Фронюк поблагодарил за поддержку и отметил, что, наконец, может ходить в футболке.
- Весь Урал прошёл под дождями и ветром, а в Воркуте - жара, комфортно, тепло, - рассказал он. - Хотите погреться, приезжайте на курорты Полярного круга. Карское море ждёт вас, а также девушки в купальниках и белые медведи.
Путешествие Кирилла Фронюка завершается. Осталось совсем немного. К 21 августа он преодолел около 2725 километров. Конечная точка маршрута - Усть-Кара, посёлок в северо-восточной части Заполярного района Ненецкого округа. Отслеживать маршрут и узнавать последние новости "Большой уральской прогулки" можно на странице vk.com/biguralwalk