"Он так и не научился ходить на лыжах", - думал Штирлиц, смотря вслед уходящему к немецко-швейцарской границе пастору Шлагу. А пастор двигался неумолимо к своей цели - прекрасной столице Швейцарии Берну…
Магнитогорские любители хоккея до Берна, где "Металлург" 1 октября провел исторический матч на Кубок "Виктории", добирались, естественно, не на лыжах, поскольку границу, в отличие от пастора Шлага, пересекали легально. Зато сумели "объять необъятное". За несколько дней пребывания в швейцарской столице они не только пролили немного бальзама на души поклонников культовой киноленты "Семнадцать мгновений весны", но и крепко "связали" творчество Юлиана Семенова с уникальным межконтинентальным хоккейным трофеем.
По следам профессора Плейшнера
Каждый русский, приезжающий в Берн, непременно хочет лично пройти по местам боевой славы полковника Исаева и его агентов. В городе нет Блюменштрассе - Цветочной улицы, по которой профессор Плейшнер шел на явочную квартиру, позабыв о том, что герань на окне означает опасность. Но есть Блюменбергштрассе - улица Цветочная Гора. Как известно, если гора не идет к Мухаммаду… За неимением "оригинала", созданного в легендарной киноленте (режиссер Татьяна Лиознова за бернскую Блюменштрассе выдала четную сторону рижской улицы Яуниела), магнитогорские болельщики отыскали "суррогат" - Блюменбергштрассе, тем более что улица эта находится совсем рядом с "Постфинанс-Ареной", где состоялась битва Магнитки с "рейнджерами", да еще пересекается с Викторияштрассе. Пикантности "блюду" добавил тот факт, что трамвай девятого маршрута, следующий из исторического центра города до ледового дворца, пересекает площадь Викторияплатц. Где, как не в Берне, с его "викториальными" названиями улиц и площадей, проводить поединок на Кубок "Виктории"?..
Такие люди - и без охраны…
Швейцария - любопытная страна. Да, в ней много банков, часов и сыра, зато политиков как класса вообще не существует. Парламентарии заседают всего три недели в году, а в остальное время, как говорят местные русскоязычные гиды, "работают на свой счет", то есть зарабатывают деньги. Члена парламента можно встретить в автобусе, в трамвае, можно поговорить с ним, как со своим знакомым. Даже президент ровно в 12.00 выходит без всякой охраны из Дворца федерального правительства на Бундесплатц и направляется в ближайший ресторан или кафе, чтобы перекусить.
В одном из таких заведений бургомистр Берна Александр Чеппет устроил прием участников матча на Кубок "Виктории", пригласив хоккеистов, тренеров и руководителей обоих клубов - "Металлурга" и "Нью-Йорк Рейнджерс", а также представителей местного "Берна", сыгравшего выставочный матч с "рейнджерами". Пиетет, который хозяева, в том числе и президент Международной федерации хоккея швейцарец Рене Фазель, испытывали перед "небожителями" из НХЛ, в конце концов русским участникам приема (а среди них были президент ФХР Владислав Третьяк и председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников) порядком надоел. Гендиректор ХК "Металлург" Геннадий Величкин склонил чашу весов в российскую сторону, заставив одеться в игровой свитер Магнитки даже генерального менеджера "рейнджеров" Глена Сатера. Вскоре в русскую атмосферу окунулись и нью-йоркские хоккеисты. По иронии судьбы заокеанская команда отправилась ужинать в тот же ресторан, что и магнитогорские болельщики, часть из которых к тому времени - за двое суток до матча! - уже облачилась в "боевую раскраску"…
Отомстили за газ
Берн, опоясанный петлей реки Ааре, уютен и скромен. Возможно, поэтому многие иностранцы столицей Швейцарии считают знаменитую на весь мир Женеву. Однако на трибунах ледовой "Постфинанс-Арены", кстати, самой посещаемой в Европе, скромность жителей Берна пропадает напрочь. Впечатлительный человек, наблюдая за неандертальским поведением зрителей, может испытать настоящий шок. Поначалу, когда местные фаны прямо на трибунах с гоготом пожирают пиццу и запивают ее пивом, возникает лишь мысль об их культурном уровне. Но когда они начинают курить (!) и нюхать какой-то порошок (то ли наркотик, то ли нюхательный табак - не разберешь), на ум невольно приходит афоризм Николая Озерова: такой хоккей нам не нужен…
Магнитогорцы честно пытались изменить облик местной публики - хотя бы на один вечер. Как только Боинг-737 с болельщиками на борту набрал высоту и взял курс на Швейцарию, заместитель гендиректора ХК "Металлург" Владимир Алеко начал подготовку к матчу.
- Уважаемые дамы и господа! У нас есть 600 клубных шарфов. Надо их раздать швейцарским зрителям во время игры.
И вспомнив знаменитый анекдот о подпольщике, умудрившемся продать внушительную пачку листовок, добавил:
- Повторяю: раздать, а не продать…
Шарфы бернским бюргерам в "Постфинанс-Арене" раздали, однако поддерживать "Металлург" те не стали. Да и организаторы матча не скрывали симпатий к "рейнджерам". "Металлург" забрасывал шайбы под аккомпанемент всего нескольких сотен русскоязычных болельщиков, "рейнджеры" же поражали ворота Магнитки под рев зала, да еще эти голы сопровождались шумовыми и световыми эффектами.
- Это нам отомстили за газ, - резюмировали после встречи магнитогорские фаны…
Реклама - наша
"Главное - не торопиться!" - говорят в Берне, считая, видимо, что дела и так никуда не уйдут (особенно это чувствуется в ресторанах, где клиентов могут обслуживать в течение нескольких часов). Когда в самом центре города, в ста метрах от Бундесплатц, туристы из Магнитки вывесили огромный флаг "Металлурга", целые сутки этот факт никого не беспокоил. Однако потом неторопливая швейцарская полиция "проснулась". В отель "Континенталь", на котором развевалось полотнище, пожаловал представитель власти в форме и вежливо, но настойчиво попросил флаг, неожиданно попавший под определение "несанкционированная реклама", снять. Даже поручительство "настоящего полковника" милиции из Магнитки на его швейцарских коллег действия не возымело.
Впрочем, в свое время связные полковника Исаева тоже далеко не сразу выполнили боевую задачу в Берне…
Берн-Цюрих-Магнитогорск