На этой неделе исполнилось 100 лет со дня рождения великого итальянского режиссёра, изменившего мировое кино.
Федерико Феллини родился 20 января 1920 года в городе Римини, но уже в семнадцать лет переехал во Флоренцию, а год спустя - в Рим, где стал рисовать карикатуры для журналов, писать тексты для рекламы и радиопостановок. Именно с итальянской столицей связано всё творчество Феллини, а в названии двух фильмов даже появилось её название. Символично, что первый из них знаменует самое начало кинематографического творчества будущего гения мирового кино, а второй обозначает финальный этап. Для ленты Роберто Росселини "Рим - открытый город" (1945) 25-летний Федерико написал сценарий (вместе с режиссёром Серджо Амидеи). И она завоевала Гран-при Канн, а затем и номинацию на "Оскар" - как раз за драматургию. А в 1972 году вышел "Рим Федерико Феллини" - экспериментальное по жанру, во многом автобиографическое признание в любви Вечному городу.
Феллини принадлежал не Рим, а Римини
Однако несмотря на то, что своё вдохновение режиссёр, ставший обладателем пяти премий "Оскар" и "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля, черпал в столь любимом им Риме, похоронить себя он завещал на родине. А о Вечном городе как-то написал: "С удивлением я обнаружил, что Рим не принадлежал мне ни одной минуты. Более того, он показался мне ещё более неуловимым и недоступным, чем раньше. Как женщина: тебе кажется, что она была твоей, что ты всё о ней знаешь, а потом встречаешь её через неделю и видишь, что она совсем другая, не та, что принадлежала тебе".
Римини, крупнейший город на Адриатическом побережье страны, готов предложить своим гостям не только традиционные для курортов пляжный отдых и вечерне-ночные развлечения. В Старом городе, основанном, как утверждают итальянские историки, в 268 году до нашей эры (Римини намного больше двух тысяч лет!), в довольно хорошем состоянии сохранились сразу несколько древних памятников архитектуры. Например, Арка императора Августа, построенная в 27 году до нашей эры на пересечении важнейших римских дорог Виа Фламиния и Виа Эмилия. Тогда эта самая древняя из сохранившихся в современной Италии триумфальных арок служила главными - южными - воротами города со стороны Фламиниевой дороги, шедшей из Рима к Адриатическому побережью, а сейчас от неё можно пройтись по почти прямой и по большой части широкой улице Corso d'Augusto, "захватив" по пути несколько достопримечательностей и выйдя на ещё один памятник римской античности - пятиарочный мост Тиберия. Это легендарное сооружение возводили в течение семи лет ровно два тысячелетия назад - с 14-го по 21-й год. Строительство началось при римском императоре Августе, сопровождалось большими проблемами и закончилось уже в годы правления его преемника императора Тиберия. Сооружение оказалось столь прочным, что служит верой и правдой жителям Римини до сих пор - ежедневно по мосту с одного берега реки Марешия (Marecchia) на другой не только перебираются пешеходы и велосипедисты, но и ездят довольно тяжёлые современные автомобили.
Переправа в мир кинематографа
В последние десятилетия Мост императора Тиберия приобрёл ещё одну значимую функцию - он стал символической переправой в мир большого кино. Если перейти по "Тиберии" с южного берега реки Марешия на северный, то сразу попадёшь в район Сан-Джулиано-а-маре - разноцветный квартал с узкими улочками, сохранивший в себе дух старинного района итальянских рыбаков. Всё здесь буквально пропитано духом кинематографа и навеяно фильмами знаменитого уроженца Римини. Каждые два года в Сан-Джулиано-а-маре проводится праздник Festa de' Borg. Этот необычный фестиваль посвящён Федерико Феллини и позволяет каждому жителю запечатлеть на своём доме какой-либо эпизод из жизни или фильма великого итальянского режиссёра. С каждым новым праздником фресок, называемых муралис, становится всё больше. Многие из них посвящены морской тематике, что создаёт старинную атмосферу той самой рыбацкой деревушки, которая была здесь когда-то. Изысканность и утончённость фильмов Феллини, переданная через фрески на невысоких домах и смешиваясь с историей района, добавляет особый колорит этому знаменитому кварталу.
Район Сан-Джулиано-а-маре был излюбленным местом великого итальянского режиссёра. Гений мирового кино, бывая в родном городе, любил приезжать сюда, окунаясь в атмосферу покоя и умиротворения, наслаждаясь уединением со своей любовью - актрисой Джульеттой Мазиной. Именно в районе Сан-Джулиано-а-маре, который теперь называют ещё и кварталом Феллини, режиссёр мечтал приобрести дом, чтобы спокойно отдыхать в старости. Судьба, однако, распорядилась по своему: купить дом здесь одному из величайших кинематографистов второй половины ХХ века удалось, а вот пожить в нём - увы, уже нет. Знаменитый дом Федерико Феллини находится по адресу Via San Giuliano, 71 и сейчас принадлежит его племяннику.
В прошлом нынешний район Сан-Джулиано-а-маре был пригородом Римини, где жили обычные итальянские рыбаки, и считался бедным и неблагополучным. Но в последние десятилетия, особенно после того, как Федерико Феллини добился мировой известности, этот квартал стал знаменитым и полностью преобразился. Сейчас это престижное и весьма колоритное место города - отреставрированное, чистое, тихое и ухоженное, с узкими улочками, разноцветными домами, цветами на подоконниках, маленькими садиками, романтическими кафешками на углу. Как пишут путеводители и говорят гиды на экскурсиях для туристов, здесь чтят традиции и помнят, как жили прадеды современных горожан. До сих пор местные жители предпочитают обедать не в кафе или у себя дома, а собираясь на небольших площадях. Это чем-то напоминает пикник - каждый приносит собственное угощение и разделяет весёлую итальянскую трапезу с соседями.
Атмосфера Гранд-отеля
Есть в Римини не только квартал, носящий имя культового режиссёра, но также парк и международный аэропорт имени Федерико Феллини.
Воздушная гавань, надо признать, не впечатляет: аэропорт построен без архитектурных изысков и состоит всего из одного терминала - эдакие скромные ворота в роскошную Италию. А вот в парке гостям города есть на чём остановить свой взгляд. Неподалёку от набережной, от которой, собственно, парк Феллини и начинается, установлен несколько странный, но из-за этого и запоминающийся памятник-фотоаппарат. На него своим фасадом выглядывает один из символов Римини - легендарный пятизвёздочный Гранд-отель. Горожане утверждают, что здесь по-прежнему сохраняется атмосфера двадцатых-тридцатых годов ХХ века, когда совсем юный Федерико прибегал к шикарному зданию отеля, чтобы посмотреть на его гостей и помечать о жизни в роскоши. Много лет спустя, будучи уже всемирно известным, Феллини, приезжая в родной город со своей супругой Джульеттой Мазиной, останавливался именно в Гранд-отеле и всегда в одном и том же номере - 316. В этом же отеле в августе 1993 года с Федерико случился инсульт, от которого он так и не смог оправиться...
Эпиграф творчества Феллини
От парка Феллини, в двух десятках метров от расположенного в нём фонтана Четырёх коней, в сторону городского вокзала отходит улица Принчипе Амедео, где немало богатых вилл. Именно в этом районе и родился человек, которому суждено было изменить историю мирового кино, - на улице Дарданелли в доме № 10 в семье обеспеченного коммивояжёра Урбано Феллини и домохозяйки Иды Барбьяни. Родному городу Феллини посвятил одну из лучших своих картин - "Амаркорд", снятую в 1973 году. В ней он поэтично передал атмосферу итальянской семьи и быта времени своего детства.
Как пишет в своём "Живом журнале" искусствовед, автор интернет-страницы и популярного блога Марина Аграновская, Amarcord на диалекте итальянской провинции Эмилия-Романья означает "я вспоминаю" (mi ricordo). Слова "я вспоминаю" можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Феллини. Из фильма в фильм он переносил образы, запечатлевшиеся в его памяти с детских лет. Когда режиссёр говорил, что во всех картинах он снимает свой Римини, это не было преувеличением. В "Амаркорде" Феллини рассказывает о себе - взрослеющем мальчике, об итальянской истории, которая во времена его детства обернулась оскалом фашизма, и, конечно же, о Римини и его жителях, добрых милых чудаках. На экране появляется площадь, которая похожа одновременно и на Piazza Cavour (площадь Кавур), и на Piazza Tre Martiri (площадь Трёх мучеников), находящиеся в Старом городе в Римини. А роскошный Гранд-отель становится местом действия самых запоминающихся сцен фильма...
Согласно завещанию Феллини похоронили на городском кладбище Римини. Когда Италия хоронила известного режиссёра, движение в Риме было остановлено. Многотысячная толпа провожала траурный кортеж аплодисментами по дорогам страны - от столицы до фамильного склепа семьи Феллини на кладбище его родного города.