Страны Европы находятся так близко друг от друга, что немцы имеют возможность отправиться на пару-тройку часов в магазины Праги. Поменяв евро на кроны, они чувствуют себя богачами. А из столицы Чехии быстрее всего доехать до Дрездена.
Гейдрих и Терезин
Из Праги можно с комфортом добраться почти в любой город Европы. Рейсовыми автобусами, электричками, поездами, на машине или с туристической группой. Около двух часов - и вы за ещё одной границей. В Словакии, Польше, Австрии, Швейцарии. Или в Германии. Мы выбрали Дрезден. Гид оказался весьма артистичным. В треуголке, камзоле, с огромным зонтиком-тростью, он неутомимо рассказывал, что находится слева и справа. Показал, где убили Рейнхарда Гейдриха, реализовавшего замысел геноцида евреев при Гитлере. По дороге оказался и зловещий концлагерь Терезин. Так что поездку нельзя назвать слишком уж радужной. Тем более что, описав зверства нацистов, Алекс, так звали гида, перешёл к жестокостям англичан и американцев. В феврале 1945 года они разбомбили Дрезден, уничтожив исторический центр, многие предприятия и около половины жилых домов. По официальным данным, при этом погибли до 25 тысяч человек. В основном мирных граждан. Многие исследователи считают бомбардировку неоправданной. Есть активисты, призывающие судить инициаторов бомбёжки города и исполнителей так же, как нацистов.
Дрезден восстановлен... Алекс продолжал говорить о страшных местах, напоминавших о трагедии. На символических бомбах и вокруг огромного куска крыши здания, упавшего во время бомбёжки, играли дети. Светило солнце, рядом выступали гимнасты, музыканты играли на гитарах, скрипках и синтезаторах. Молодой человек радовал окружающих и, конечно, зарабатывал деньги, надувая мыльные радужные пузыри. И никаких трагедий не хотелось. А тянуло в дворцово-парковый комплекс Цвингер посмотреть на "Сикстинскую мадонну" Рафаэля или просто в торговые центры.
В поисках бренда
Гид перешёл к перечислению серьёзных исторических фактов и вспомнил наконец весёлые байки. Например, как пьяные царь Пётр и король Август затащили на крышу высокого дома лошадь. А туристы уже озирались по сторонам, чтобы лучше сориентироваться, как дойти до Альтмаркта или Центральной галереи, которые не имеют никакого отношения к искусству. Многие россияне, как и представители других стран, предпочитают всему шопинг-тур. Считается, что в Дрездене это делать лучше всего, потому что выбор - широчайший. Причём множество настоящих брендовых вещей. Хотя по приемлемым ценам здесь можно купить разве что неплохую косметику, кремы, шоколад. Есть кафе, где взрослые и дети с удовольствием сами делают себе мороженое и кладут в него всё, что душе угодно - это очень вкусно и в общем-то недорого. Германские сосиски на гриле аппетитнее чешских колбасок, глинтвейн - противный. Вай-фая во многих кафе и торговых центрах почему-то нет, хотя в Чехии он даже на автозаправках. Большинство жителей Дрездена не знают ни русского, ни английского. Некоторые путешественники отмечают, что, возможно, местные специально не говорят на английском - в отместку за бомбёжки. Подтвердить не могу. Вне зависимости от языка общались доброжелательно. Особенно с дочкой. А если удавалось определить, "кляйне" мы будем порции или "грос" да ещё не забыть про "битте" и "данке", то всё получалось совсем хорошо.
Опытные путешественники отмечают, что если уж вы любитель шопинга, то делать это нужно, конечно, не в туристических местах. Забраться подальше от центра, тогда и вещи, и еда сразу станут раза в три дешевле. В общем-то, это всем известно. Но зачастую в незнакомом городе не очень хочется отдаляться от центра. Тем более что время прогулок ограничено, можно опоздать на свой автобус. А ведь и на то, чтобы обойти самые привлекательные места, нужен не один час. Конечно, можно добраться обратно и самим, но это лишние хлопоты и затраты.
"Шествие князей"
В Дрездене очень приятно гулять. Много велосипедных парковок и образцовый порядок. Хотя довелось видеть переполненные урны и мусор рядом с ними в самых оживлённых туристических местах. Говорят, штрафы за нарушения здесь взимаются регулярно. Не рекомендуется, например, курить в общественных местах. Если вас не заметит представитель правопорядка, то непременно сделает замечание и сообщит, куда следует, горожанин. Ведётся много ремонтных работ, особенно на дорогах. В связи с этим нашему автобусу пришлось немало покружить, чтобы выбраться к нужной остановке.
На площади Нойштедтер Маркт может показаться, что вы в Петербурге. Ведь на коне явно скачет наш Пётр I, памятники очень похожи, особенно в тёмное время суток. Но на самом деле в Дрездене в сторону Польши стремится король Август Сильный. Удивляет его сходство с Петром - по крайней мере, киношным - и на самом большом в мире панно из фарфоровой плитки. Оно выложено на стене Конюшенного двора резиденции саксонских правителей. А на панно ушло около 25 тысяч плиток мейсенского фарфора. Называется оно "Шествие князей". Кстати, изображения саксонских королей, маркграфов, герцогов и свиты благополучно пережили бомбёжку. Так что всё - настоящее. Рядом - единственная сохранившаяся в Европе средневековая площадка для рыцарских турниров.
Насладившись видами дворцов, базилик и домов, можно выйти на красивую набережную реки, которую чехи зовут Лаба, а немцы - Эльба. Название Дрезден имеет славянские корни и переводится как место, где люди живут в лесу. Но к нынешнему времени это не относится. Разве что декоративные рощицы напоминают былое. А вот рядом - Саксонская Швейцария. Туда водят экскурсии. Красиво, похоже на нашу Башкирию, хотя у нас даже лучше.
Вечерний Дрезден не менее хорош, чем дневной. И снова хочется задержаться подольше. Но на почту уже пришло сообщение об открытой онлайн-регистрации на самолёт. Выбираем места. И возвращение из Германии в Чехию вдруг становится грустным. Этим вечером мы не ложимся спать. Берём вещи и спускаемся в метро. Оказалось, что и ночью Прага оживлена. Множество молодых и уже убелённых сединами людей. Сразу бросаются в глаза только что прибывшие. И выделяются те, кто уезжает. В аэропорту гигантские очереди. Лишь некоторые пользуются возможностью распечатать пассажирские талоны, воспользовавшись терминалами. Мы в их числе. Так что одними из первых проходим все виды контроля. Доброжелательный таможенник нам помахал рукой. Каникулы кончились.