ЕВРОПА готова к туризму - в отличие от России, которая внешне - ну ничем не хуже, чем остальной мир.
А во многом даже лучше. Но к туризму мы, к сожалению, не готовы. Тот же Будапешт: когда вечереет, он зажигает все свои огни - каждый мало-мальски приличный внешне дом подсвечивается сотнями огоньков. Небо еще не черное, а огни уже блещут, тысячи этих звездочек отражаются и переливаются в воде Дуная - словом, ты попадаешь в настоящую сказку. А на следующий день нас ожидало знакомство с провинциальной Венгрией - мы поехали по излучине Дуная. Целый день на автобусе с остановками и прогулками по городишкам Эстергом, Вышеград и Сентэндре.
Эстергом - это, прежде всего, базилика "Мажор" - то есть большая. А базилика - это такой статус подобного заведения - чин, что ли… Словом, если обычная церковь чаще всего имеет прямоугольную форму, то базилика обязательно округлая, с куполом и колоннадой - как в Ватикане, к примеру. Как говорят сами венгры, это самая большая, но не самая красивая базилика в их стране: в Будапеште, к примеру, красивее. Повидав на своем веку сотни церквей и базилик в том числе, особо не поразились ни масштабам, ни убранству этого собора. Красиво, монументально, но это далеко не Исаакиевский собор в Петербурге. Правда, там находится самая большая алтарная картина, выполненная на цельном холсте - размеры ее шесть на двенадцать метров, автор - Микеланджело. Но не тот, а однофамилец. Чем действительно интересна базилика "Мажор", так это хранилищем церковной утвари: облачения священников, кресты и молельные принадлежности, утварь для крещения, причащения, венчания и отпевания королевских особ… В этом же хранилище, кстати, и покоится под семью замками рецепт легендарного "Уникума" - венгерского старинного бальзама, составленного из 42 лечебных трав.
Стояла невыносимая жара - она плохо переносилась даже под кроной деревьев, чего уж говорить о каменных плитах, по которым приходилось передвигаться. Показательная зарисовка: площадь перед базиликой вымощена многоугольной плиткой - диаметром примерно десять сантиметров. Разумеется, между плитками пробивается травка - она похожа на мох, до того мелка. Насколько я знаю, в России ее уничтожают - вроде как она портит вид аккуратно выложенных камней. Здесь же над нею любовно склонился человек - работник базилики. В его руках была лейка с пульверизатором, из которого он заботливо поливал эту самую травку.
А путь нашей группы лежал к берегу Дуная - на высоком склоне мы остановились, чтобы посмотреть на другой берег. Казалось бы - ничего особенного: река не шире сотни метров, на другом берегу те же зеленые городишки. Оказывается, все не так просто: "А прямо перед собой вы видите берега Словакии", - торжественно говорит нам гид Жанна. И охватывает какое-то непонятное ощущение: ты стоишь на границе двух стран, причем граница эта весьма условна - и в эстетическом, и в режимно-пропускном отношении. Никаких виз и даже печатей в загранпаспорте. Будто в подтверждение прямо по середине Дуная под мостом проплывает теплоход: "В нейтральных водах", - засмеялись туристы. Справедливости ради, та сторона Дуная тоже когда-то принадлежала Венгрии. Но договор под названием "Трианон" перекроил мировые границы: слишком сильную и агрессивную на ту пору Австро-Венгерскую империю решили "обрезать", и почти 70 процентов своей территории мадьярам пришлось отдать Словакии.
Название следующего городка - Вышеград - говорит само за себя. Он находится высоко над уровнем моря, расположен вдоль дороги-серпантина, которая ведет к основной его достопримечательности - замку "Парящий в облаках", что на самой вершине горы. В облачную погоду утром замок действительно могут скрывать тучи, так что название дано в самом прямом смысле слова. Говорят, его когда-то выстроил один венгерский король, страшно боящийся нашествия турков-османов. В нем в тревожные годы он прятал свою семью - дорога была непроходимой для неприятельского войска. А теперь по асфальтированной трассе мы достаточно легко и быстро взбираемся на эту высоту.
Каменный полуразрушенный - ему все-таки досталось от турков - замок производит странное впечатление: слишком суровый и при этом недостаточно величественный, что ли… Но два его неоспоримых плюса заключаются в том, что, во-первых, в его каменных апартаментах весьма прохладно даже в невыносимую жару. А еще… Боже, какой вид открывается с его стен! Вся излучина Дуная перед вами как на ладони - широкий величественный изгиб реки, утопая в лесах и полуденной дымке, уводит взгляд куда-то за горизонт. Жаль, объектив фотокамеры не может передать захватывающей картины. С сожалением отмечаем: на фото все выглядит гораздо скромнее. Одно жаль: вода в Дунае была уж больно грязной - мутной, зеленой… Но гид клялся, что на самом деле она очень чистая, а всему виной недельные дожди, накрывшие Венгрию и поднявшие со дна ил и землю.
По дороге в Сентэндре (город Святого Андрея) с любопытством глядим в окна - вот она, провинциальная Венгрия, которую так облюбовали в последнее время мадьяры. Они предпочитают уезжать из большого шумного Будапешта - благо, городки располагаются максимум в 25 километрах друг от друга, а для европейца это не расстояние от дома до работы. Дачи и дома строят как бы линиями: чем ближе к воде Дуная, тем роскошнее особняки. Веселенькое дело: в воду Дуная можно прямо с балкона сигануть, до того близко стоят дома, но у каждого во дворе собственный бассейн - причем с речной же водой. Так что, похоже, Европа тоже подвержена понтам.
Сентэндре - такое впечатление, что жизнь в нем застыла веке эдак в XVIII - разве что кринолины заменили джинсы, а коней под окнами - "мерседесы". Впрочем, кони тоже присутствовали - на упряжках за небольшую плату катали туристов. Перво-наперво - обед в ресторанчике. Небывало вкусный свежий хлеб, испеченный прямо тут же, вкуснейшее венгерское вино… Вот, собственно, и все, чем мы были здесь приятно удивлены. "Потрясающе вкусная уха", как нам обещали, оказалась всего-навсего красной перченой похлебкой - очень жидкой, к тому же, в которой плавал маленький кусочек костистой рыбешки. Правда, подан суп был очень необычно: на какой-то интересной чугунной подставке, вверху крючок, на нем - мини-казанчик с супом на одну порцию, внизу - площадка, на которой горит огонь на небольшом количестве спирта. Всего несколько секунд, но сфотографировать мы успели. На второе подавали фирменное венгерское блюдо - блинчики с мясом. Что сказать? Все-таки блинчики - это фирменное русское блюдо. Потому что вкуснее, чем в нашей стране, их не делают нигде - уж тем более с мясом. Зато к этому ресторанчику вела самая узкая улица в Венгрии - шириной всего полметра. Там тоже все с удовольствием фотографировались.
Второй экскурсионный пункт Сентэндре - музей марципанов. Объясняю: марципаны - это миндаль и сахар, перетертые в определенной пропорции в порошок. Эта смесь разбавляется водой до консистенции глины - и можно лепить фигурки. Прямо тут же, за стеклянным окном сидит женщина и занимается именно этим - лепит. Очень красиво, а на вкус… Мне не понравилось - слишком приторно, а вкус не ореховый. Но многие ели с удовольствием. Чего тут только нет: и леди Диана (непохожая на себя) с Майклом Джексоном в полный рост, и карета, увешанная тончайшими марципановыми кружевами, и сказочные герои, и даже здание будапештского парламента. А перед выходом - магазинчик, где можно купить марципановых Микки-Маусов, Белоснежек и иже с ними. Мы купили в подарок, пожалуй, самый полезный для детишек марципан: разноцветные брусочки, наподобие нашего пластилина: сам слепил - сам съел.
Словом, венгерская провинция произвела милое впечатление - осадок остался лишь оттого, что в Сентэндре нам дали аж пять часов свободного времени. Это очень много для столь непримечательного городка. Так что, пошатавшись по мощеным улочкам, зайдя во все сувенирные лавки и даже накупив сотню ненужных вещей, мы пришли в небольшое кафе, где встретили почти всех согруппников - они тоже не нашли, чем занять себя здесь. Время коротали под венгерское пиво и обсуждали завтрашнюю встречу с озером Балатон - почему-то ее ожидали больше всего.
Будапешт-Эстергом-Вышеград-Сентэндре-Магнитогорск.