Когда наш народ только-только стали выпускать за границу, мы не смотрели на качество обслуживания на отдыхе - оно в любом случае было лучше, чем в совдеповских санаториях.
Хотя бы потому, что "олл-инклюзив", да еще на берегу моря: летом - Средиземного в Турции, зимой - Красного в Египте. Вот и мы сегодня поговорим о Египте. Но не будем восхвалять природный супераквариум, пирамиды и многочисленные храмы Луксора - этого было уже в избытке в том же "Магнитогорском металле". Поговорим о качестве. По-моему, пришла пора обратить внимание и на этот аспект нашего отдыха.
Десятка за сюрприз
Восток - оно, конечно, дело тонкое. Особенно это чувствуется на восточном базаре, который одни россияне - к примеру, моя приятельница, умеющая и любящая разговаривать и торговаться, обожают, а другие - ненавидят. Их бесят надоедливые арабы и египтяне (это два совершенно разных народа, и путать их не нужно), идущие за тобой десятки метров: "Ди-руг! Как у тебе деля?" А не дождавшись реакции и согласия зайти в магазин, посылают вдогонку пару оскорблений - все чаще на русском языке. Не люблю восточный рынок и я - но многочисленные друзья и родственники ждут сюрпризов, пусть это будет в сотый раз привезенный чай каркаде, полотенце с ликом Нефертити или еще более банальный магнит на холодильник. Так что приходится ехать в город. Для уверенности беру с собой маму.
Однако даже ее присутствие не избавляет от назойливых таксистов, предлагающих вместо денег расплатиться сексом, от торговцев, хватающих за руки и горячо, до омерзения нашептывающих на ухо: "Ты такой ки-расивий! Хочешь подарку?" Конечно, есть пара правил: не хочешь что-то покупать - не заходи в магазин, просто иди мимо, не замечая зазываний. А уж вступил в диалог, тем более, начал торговаться в лавке за тот же треклятый магнит - все, ты обязан его купить. Такова культура восточного базара. Умение торговаться зиждется на своих правилах. Известно, что в Египте для туристов цены завышают в разы. До себестоимости, разумеется, не сторгуетесь, но сбить цену в два-три раза можете спокойно. Так что, услышав цену, мысленно делите ее на три и называете свой минимум. Тот начнет смеяться - мол, он оптом покупает дороже. Ведите диалог. Дальше он будет снижать цену от своего максимума, а вы - чуть повышайте свой минимум. Так и сойдетесь на приемлемой серединке.
К примеру, Арабские Эмираты вспоминаешь с тоской каждый раз, оказываясь на торговой улице Хургады или Шарм-эль-Шейха. Потому что там тебя никто не будет хватать за руки: коснуться незнакомой женщины - страшное оскорбление для нее и грех для него. Разговаривать будут скромно, торговаться бойко, но в рамках приличия. В Хургаде же один ушлый молодой продавец буквально кидался под ноги моей маме, которая обходила его, а потом довольно сильно ткнул ее в плечо: "Я тебе что - собака? Разговаривай со мной, говори мне спасибо!" На мое возмущение проходившая мимо женщина - тоже россиянка - весьма назидательно изрекла: "Ну что же вы, девочки, уважайте традиции чужой страны!" И захотелось закричать: какие традиции? На востоке, кажется, есть незыблемый культ женщины - не молодой девочки в коротеньких шортах, а именно женщины, матери семейства. Однако это культ - только в отношении египтянок, а туристы - лишь объект наживы, а потому зачастую наглой докопчивости. Притом вы, наверное, догадываетесь, что моя мама не носит облегающих брюк, юбок выше колен и открытых маек. К тому же, она раза в три старше этого нахала, к тому же, она - гостья, что не менее свято для востока. Однако этого правила уже никто не придерживается.
Причем, я заметила, что такое отношение - только к россиянам и славянским собратьям из бывшего СССР. Чтобы кто-то тронул рукой итальянку или немку? Да упаси боже, с ними даже тон другой! Наверное, наша нация в этом весьма сильно виновата сама - уж сколько писано-переписано о нашей братии, любящей широкий русский гудеж… Однако к чему терпеть такое отношение, если сама за сим занятием застукана не была и никому из египтян ничего плохого не сделала?
Акула все стерпит
Опять же, чего мы хотим от египтян, если наши российские туроператоры относятся к нам… скажем мягко, не очень честно? Причем, неважно, от какого именно оператора ты приехал - претензии у туристов одинаковые ко всем. Мы приехали отдыхать от "Пегаса", потому, не в обиду этой компании, будем говорить на ее примере.
Так получилось, что на следующий день после нападения акулы в Шарм-эль-Шейхе мы собирались на экскурсию в открытое море - на остров Утопия. Скажу честно: было очень страшно, и причины были. Но так казалось только мне - представитель "Пегаса", не моргнув глазом, сказала, что вернет лишь половину стоимости экскурсии, поскольку вторая половина - это штраф за отказ.
- Но ведь я отказываюсь не по собственной непредсказуемости, как написано в договоре, - парирую я. - Вы понимаете, что есть объективный факт опасности, который также прописан в договоре.
- Но ведь акула была замечена не в Хургаде, - своей заученной улыбкой приводит меня в умиление девочка.
- Знаете, я краем уха слышала, что акулы умеют плавать, - пытаюсь говорить с ней в той же тональности.
Ее последний аргумент поверг меня в смех: "Ну, вы говорите так, будто она укусила наших гостей!" Оказывается, эта вежливая хищница, подплывая к туристам, спрашивает, не от "Пегаса" ли они отдыхают? Получив положительный ответ, отпускает их восвояси - прости, Господи, за излишний сарказм.
Потом на пляже мы спрашивали немцев: отказывались ли они от подобных экскурсий? Разумеется, отказывались, им возвращали полную стоимость. А еще иностранных туристов, вернувшихся с исторических экскурсий заполночь, когда ресторан отеля уже закрыт, ждал горячий ужин с мясом - представители их туроператоров заботливо готовили список экскурсантов, и для них оставляли еду. А наши, приехав голодными, могли рассчитывать максимум на сухие булочки и отвратительный сыр с помидорами. При этом на следующее утро гид с той же очаровательной улыбкой будет врать другой группе туристов о том, что с этой экскурсии их обязательно привезут в восемь часов вечера - прямо на ужин.
А еще будут оправдывать то, что экскурсии стоят в два с лишним раза дороже, чем у остальных, банальными фразами: что в стоимость входит страховка, что сторонние агентства обязательно перевернут ваш автобус, и в этом случае ваш тур-оператор никакой ответственности за вас нести не будет. Хотите честно? Ответственность за вас на экскурсии будет нести любая компания, у которой вы ее купите, только оговорите при покупке, что в стоимость входит страховка. От всего остального вы уже застрахованы: покупая путевку в Египет, вы обязательно приобретаете медицинскую страховку. Так что, по большому счету, ни тот же "Пегас", ни, собственно, кто-либо другой, не должны присваивать себе благородство опеки над вами. Еще один довод в пользу покупки их экскурсий: все будет качественно, только для русских, а значит, на русском языке. Да, на русском - но на очень плохом. Потому что это когда-то экскурсии вели русские гиды - теперь их заменили русскоговорящими. Местная рабсила раз в десять дешевле российской, учитывая, что средняя зарплата в Египте, как рассказывают все те же гиды, составляет всего-навсего сто долларов. А еще могу сказать, что чуть ли не треть отведенного на экскурсию времени у вас займут так называемые рекламные посещения: самые лучшие в мире фабрики масел, самые честные на свете магазины чая, самые дешевые и качественные во вселенной сувенирные лавки, мастерские кожгалантереи, павильоны духов, заводы по производству разных побрякушек из оникса - их сотни, и вы будете за собственные деньги терять ровно час своего курортного времени в каждом из этих магазинов. А потом, соблазнившись-таки чудодейственными свойствами масла черного тмина, купите его по сто долларов за пол-литра, а через пару дней встретите его же в любой аптеке Хургады ровно в четыре раза дешевле. И на ваше возмущение все тот же представитель туроператора предложит вам оставить свое замечание в листе отзывов гостей… Но вы ведь знаете, что ничего не изменится - поэтому даже не попросите этот лист перед отъездом.
Кричать или судиться?
Не знаю, почему, но со мной разоткровенничался один гид - египтянин. Он по секрету поведал, что никто в мире не относится к туристам из своей страны так, как относятся к россиянам туроператоры России. Подтверждение этому мы получили буквально на следующий день - на экскурсии по Эль-Гуне, которая считается самым роскошным курортом Египта. Этот остров принадлежит одному богатейшему гражданину Египта, который сделал из него египетскую Венецию, построив с десяток отелей и соединив их между собой системой каналов. Там отдыхают европейцы - и для них готовят специальное европейское меню европейского качества. Там находятся красивейшие кораллы, а потому там купил себе виллу самый, пожалуй, известный в России дайвингист и "машинист времени" Андрей Макаревич - нам показывали этот белый одноэтажный коттедж. "Следовательно, - подытоживал свой рассказ гид, - отдых здесь стоит очень дорого по сравнению с другими египетскими курортами". - "А сколько он стоит?" - разумеется, мы полны любопытства. - "Восемь ночей с перелетом из Москвы в январе, который египтяне считают самым непривлекательным для туристов месяцем, вам обойдутся почти в тысячу долларов". - "Так мы в Хургаде отдыхаем почти за те же деньги!" - вскидываем мы брови. - "Ну и глупо - могли бы обходиться без посредников, выходить напрямую на сайт отеля. Отдыхали бы минимум в три раза дешевле".
Когда приехали в Магнитогорск, поделились своими грустными мыслями с работниками турагентства, в котором всегда покупаем путевки. С понимающей улыбкой они выслушивали эти замечания явно не впервые.
- А все потому, что с иностранцами шутить нельзя, - объясняет Наталья, одна из представителей агентства. - Они же как: чуть что - побежали в суд, и начались громкие судебные дела, которые уже привели к разорению не одного туроператора. Наши - могут только покричать.
А ведь, между тем, мы тоже можем не оставлять это безобразие. Существует закон о защите прав потребителей, коими мы являемся даже в качестве туристов. Хотя бы потому, что и "Пегас", и "Тез-тур", и другие туроператоры - российские компании, которые подчиняются российским же законам. Только тут есть но: закон - одно и совсем другое - договор, который, может, и противоречит в чем-то закону, но вы-то его подписали. К примеру, не имеете к туроператору претензий, если что-то произойдет. Так и получается, что те же немцы, массово отказываясь от путешествий по Египту, получают деньги за уже купленные путевки в полном объеме, наши - с огромными штрафными санкциями. Потому что акула - это, оказывается, вовсе не стихийное бедствие. Так что, отказываясь купаться в море с ней по соседству, вы просто капризничаете. А посему, будьте любезны - платите штраф.