Кружевной портрет Вишну
Если вы видели мультфильм "Маугли", то, очевидно, запомнили затерянный в джунглях храм. Это не выдумка автора. Только затерянный в джунглях город находится не в Индии, а в Камбодже. Попасть в страну можно либо со стороны Вьетнама, либо - Таиланда. От Паттайи до города храмов Ангкор-Вата - как от Магнитогорска до Челябинска. "Ват" и на тайском, и на кхмерском языках означает храм, "ангкор" с кхмерского - город. Во второй половине XIX века французский натуралист Анри Моо открыл столицу древнего кхмерского государства, захваченную и разрушенную в XV веке войсками соседа - Сиама.
Культура кхмеров оказала большое влияние на соседние народы Индокитая. Путешествуя по старой и новой столицам Таиланда, мы воочию в этом убеждались, обнаруживая кхмерское влияние в знаменитом "кукурузном" архитектурном стиле пагод Аюттайи и Бангкока.
Узнав об одном из чудес света Ангкор-Вате, я буквально заболела мечтой увидеть его. Действительность превзошла все ожидания. Ангкор - символ процветания кхмерской цивилизации, визитная карточка современной Камбоджи. Он поражает размерами и искуснейшим мастерством зодчих и художников. Перед путешественником разворачивается панорама трех колоссальных комплексов из розового туфа, облицованного песчаником. Потемневший от времени, он обвит мощнейшими корнями огромных тропических деревьев.
Первый комплекс - Та Пром - был возведен одним из правителей для матери. Поражает переплетение многометровых корней, многие из которых покрыты тончайшей резьбой. Монументальное строение окружает искусственный ров с цветущим лотосом, символом водной стихии и чистоты.
На девяти квадратных километрах вблизи озера Тонлесап находится душа кхмерского народа - Ангкор-Ват - храмовый комплекс, посвященный богу Вишну. Комплекс сооружений символизирует мифологическую гору Меру - модель мира, центр вселенной по религии индуизма. Возведенный в XII веке, он расположен на трех террасах, обрамленных оградами-галереями, и увенчан центральной башней на высокой пирамиде. Стены галерей покрыты рельефами на сюжеты древнейших эпосов Индии "Махабхарата" и "Рамаяна". Но больше всего здесь каменно-кружевных иллюстраций, посвященных подвигам одного их самых популярных воплощений бога Вишну - Рамы. Гид-камбоджиец, обучавшийся русскому языку в Пензенском педагогическом институте, рассказывал, что расписывали галереи пять тысяч художников, а строили 50 тысяч зодчих на протяжении 37 лет. Высота храма 65, центральной башни - 42 метра. Пять башен комплекса соединяются множеством лестниц, переходов. На ступенях скульптуры героев эпосов. Большая часть их либо разрушена, либо украдена.
На территории Ангкор-Вата действует современный буддийский монастырь. Взамен разрушенных во время режима красных кхмеров и Пол Пота в стране активно строят буддийские храмы. В провинции, прилегающей к бывшей столице кхмеров, их уже более 200.
Дворцы, затерянные в джунглях
Третий центр туристического паломничества Камбоджи - бывшая столица кхмеров Ангкор-Тхом. Укрепленный храм-дворец построен в IX и разрушен в XV веке. Каменные переходы с балюстрадами ведут к пяти монументальным воротам с центральными башнями, украшенными каменными масками. Прямые улицы приводят к храму Байон, что означает "амулет". И вновь нескончаемые галереи, своды, переходы с рельефами на стенах. Сцены прославляют основателя Ангкор-Тхома - Индру-Вармана I.
Больше всего поражают 53 квадратные башни трехуровневого храма Байон. С каждой стены башни на путешественника смотрит огромное лицо самого почитаемого в буддизме божества бодхисатвы - Авалокитешвара - олицетворение бесконечного милосердия и бескорыстия…
Грустно сравнивать былое величие древних кхмеров, их уникальные достижения в культуре с бедностью и нищетой современной Камбоджи. Даже домашние алтари здесь резко отличаются от подобных сооружений в соседнем Таиланде: скромная цветовая гамма, чаще однотонная, скудость подношений - без гирлянд, цветов, украшений. Во время двухдневного путешествия мы видели грязь, свалки, беднейшие дома на сваях, разрушенные здания.
Покидая страну, грустно было осознавать, что величайшие, уникальные памятники не подлежат реставрации и навсегда похоронены в джунглях.
Перекресток цивилизаций
Путешествуя по городам и храмам Камбоджи, я постоянно размышляла, сравнивала с тем, что видела в других странах. В Таиланде и Камбодже острее всего ощутила диалог культур: различные формы взаимодействия национальных самобытностей и религиозных специфик, зависимость от соседних народов.
Само название острова, на котором проживают и тайцы, и кхмеры, - Индокитай, доказывает, что здесь произошло слияние культур двух великих стран - Индии и Китая. Тайцы сформировались на основе племен Южного Китая, но испытали колоссальное воздействие культуры Индии. В основе культуры тайцев две религии, родиной которых является Индия: индуизм и буддизм. Индуистские божества и разнообразные фигуры Будды, буддистские храмовые и монастырские комплексы, монахи, традиции и обряды этих религий - это наследие Индии. Индийские ступы, характерные для школ южного буддизма - "тхеравады" - символы буддийской модели мира. Роль монахов в жизни страны - тоже влияние Индии. Культ нагов, змей, мифологической птицы гаруды и лотоса - тоже имеют индийские корни. Как и листья баньяна - дерева-леса из семейства фикусовых. По преданию под его ветвями индийский принц Сиддхартха стал просветленным - Буддой и создал новую религию - буддизм. Танцевальное искусство, в котором главное - жест, язык пальцев, "мудра", - все это элементы индуизма и буддизма. Не учитывая это, невозможно постичь культуру тайцев - она неподвластна пониманию "непосвященных".
Традиции индийской культуры сказались и в кулинарии: еду приправляют острым соусом. И в похоронном обряде - кремации тел и отсутствии кладбищ.
Алтарь - святыня тайцев
Китайцы тоже оставили след в тайской кухне: в Сиаме едят все, что ползает, летает и бегает, правда, в измельченном виде. Овощи чаще всего чуть припускают.
Покрой будничной одежды и цветовая гамма также схожи с китайской. Язык - слоговой, но тонический, как и в Китае, но на один тон больше. А при первых звуках музыки угадывается китайское влияние. Многое из более древней китайской медицины перенесено в тайскую.
Велико и кхмерское влияние, особенно в культовой архитектуре тайцев. Кхмерский "кукурузный" стиль характерен для многих пагод Бангкока и Аюттайи.
Индокитайское влияние соединилось с традиционным для тайцев культом предков. Прежде чем построить дом или учреждение, ставят алтарь, в который помещают изображение Будды, индуистских божеств или ритуальные фигурки слонов, змей, листья лотоса. Тщательный уход за алтарем обязателен. Если дела идут плохо или в доме нелады, таец считает, что это результат плохого ухода за алтарем: надо произвести уборку или заменить другим.
Процессы глобализации и общение с европейцами заметно повлияли на культуру, особенно городских жителей. Европейское влияние проявилось еще в XIX веке: это классицизм колоннады королевского дворца, итальянские мозаики фасадов Бангкока. В новых мечетях, красивых, кружевных, органично соединяются черты мусульманской культовой и европейской светской архитектуры. В стране проживает более четырех миллионов мусульман.
В последнее время наши соотечественники и соседи из ближнего зарубежья едут в Таиланд не только в туристических целях. Многие приобретают здесь недвижимость, отрывают кафе, работают гидами, трудятся на местных латексных, ювелирных и парфюмерных фабриках. Четыре телеканала вещают на русском и для русских. Организация "Русский дом" занимается рекламой и решением проблем соотечественников. В Паттайе есть даже православная церковь, где я слушала проповедь русского батюшки о природе греха.
Побывав в русских ресторанчиках, мы с грустью заметили, что не все соотечественники заботятся о престиже страны. Прекрасный гид Константин, выпускник Алма-Атинского архитектурно-строительного института, отметил, что раньше тайцы относились к русским спокойно и доброжелательно, сейчас - спокойно и пренебрежительно. Восток, действительно, дело тонкое, но так хочется, чтобы в копилку культуры тайского народа вошли лучшие черты богатейшей культуры россиян.