Почему Белгород?
Вот и настал долгожданный отпуск. Отпуск! Как много в этом звуке для сердца каждого… Кажется, что-то похожее уже было написано? Давно и не мною. Ну, да и не важно! Отпуск хорош тем, что ожидаешь от него чего-то нового и необычного, воплощения давних планов и надежд…
Итак, звезды сомкнулись, карты легли, и вечно противоречивые обстоятельства дали добро на давнишние планы поехать в Белгород. Почему именно в Белгород? Причин несколько. Основная - там живут друзья, с которыми работал когда-то в Норильске, а еще раньше учился с ними здесь, в Магнитогорске. И еще повод: в этом городе когда-то в детстве уже бывал, путешествовал с делегацией шефов от школы. Хотелось бы обновить детские впечатления. А еще, что немаловажно, Белгород - город со славным военным прошлым, город первого салюта. И в преддверии 9 Мая захотелось побывать в тех местах, где проходила знаменитая Курская битва.
Кстати, еще фактор: Белгород является неоднократным победителем по чистоте и благоустроенности среди городов России с населением от 100 до 500 тысяч. Это вам как?! То есть он входит в ту же группу, что и Магнитогорск, только несравнимо чище и благоустроенней. То есть там есть на что посмотреть и что перенять в плане обустройства нашего с вами жития! Помнится, в свою бытность прежний мэр города собирался перенимать опыт вывоза мусора именно в Белгороде. Но что-то тогда не пошло, не срослось, а жаль…
Но не будем о грустном, поскольку отпуск впереди. Ехать решили своим ходом. Поехали.
День первый. Дураки и дороги
Путешествие на личном транспорте имеет свои плюсы и минусы. Несомненное преимущество в том, что ты свободен от времени прилета и отлета, приезда и отъезда, самолетов и поездов. Не нужно спешить. Жми на газ и следи за дорогой. К тому же, можешь выбрать путь по своему усмотрению. Распланировать, куда заезжать, а куда не стоит. Это удобно. Так представлялось и виделось…
Путь до Белгорода был проложен через Оренбург, Самару, Саратов и Воронеж посредством всезнающего Интернета. Потом по распечатке - чуть ли не каждый километр - в красках его описали те, кто уже бывал в этих краях. Получился путь в две тысячи километров. Чтобы не рисковать, приобрели навигатор, о чем впоследствии нисколько не пожалели. Последние напутствия и предупреждения о том, что почти никто не доезжал до места назначения без штрафов и поборов со стороны сотрудников ГИБДД, и вот мы с женой в пути.
Выехали рано утром. Дорога до Оренбурга, слава богу, почти ничем не запомнилась. Разве что все время хлестал дождь да повстречалась семейка сурков на обочине. Забавные животные задержали нас на несколько минут. Ни тебе полиции, ни пробок, ни каких-либо неприятностей. Известные места быстро кончились, и дальше двигались строго по навигатору, который приятным женским голосом заранее предупреждал о маршруте следования. Оренбург проехали на удивление просто и быстро, оттого задача преодолеть в первый день тысячу километров казалась легко выполнимой.
Все поменялось, когда заехали в Самарскую область. Резко увеличился поток машин. Большегрузные грузовики с прицепами вкупе с дождем сразу замедлили передвижение по трассе. К тому же, дорога была не в идеальном состоянии. То и дело появлялись огромные ямы, мешающие разогнаться, но помогающие не терять бдительности.
Опять же настораживал неожиданно разразившийся бензиновый кризис. А вдруг где-то не сможем залить бак автомобиля? Как передвигаться? К счастью, заправки по пути следования работали в обычном режиме. Менялись лишь цены на топливо. Если в Магнитогорске заправились по цене 23 рубля за литр 92-го бензина, то в Башкирии он стоил от 24 до 26,7 рубля за литр. В Самарской области заливали в бак 92-й по цене около 24 рублей. Стали появляться посты ГИБДД с радарами для фиксации скорости. Но нас ни разу не остановили. Где-то полиция была занята другими, где-то успевали предупредить дальним светом фар, а где-то, прицепившись за грузовиками, ехали даже меньше положенного.
Верный и уже почти родной навигатор проложил путь так, что мы не попали в Самару. Это откровенно порадовало. К концу дня, изрядно устав и проехав около 800 километров, наконец-то въехали в соседнюю область. Подъезжая к стеле "Саратовская область", я подумал, что зря говорили про кровожадных полицейских. Все не так страшно… Не успел додумать эту крамольную мысль, как по встречной полосе, вальяжно, не спеша, проехала патрульная машина ГИБДД. Обе головы в фуражках уставились на региональные номера 174. Продолжая неспешно ехать, развернулись возле упомянутой стелы и поехали за нами. "Не к добру", - пронеслось в голове, но движение я продолжил как ни в чем не бывало. Через километров пять, патруль включил проблесковые маячки и начал преследование, как оказалось, именно нас! Дальше - классика: "Вы превысили, вы обогнали, вас ждет лишение, пройдите в машину". Там уже чин повыше, но такой же жадный до денег.
Не буду рассказывать все подробности, но, получив свои две тысячи, они стали приветливыми и милыми ребятами. Сказали, что дальше еще два поста и лучше фуры не обгонять. И - пожелали счастливого пути. То-то и оно! Возмущению не было предела. Жена пыталась успокоиться фразой: "Это дань дороге, черт с ними!" Во как! Монгольского ига уж сколько столетий как нет, а дань осталась!
На этом мытарства не кончились. Интенсивность движения возросла, а боязнь обгонять привела к тому, что поток машин двигался со скоростью 40 километров в час! Это пытка, а не езда! Проезжая очередной полицейский пост со скоростью уже 20 километров в час, я думал: "Ну почему нельзя передвигаться по родной стране по-человечески, без оглядки на нерадивых и юродивых? Когда мы избавимся от дураков и плохих дорог? Неужели нельзя просто путешествовать?"
Кстати, о птичках. Последние 200 километров дались тяжелее, чем предыдущие 800! И дело не только в полиции или в возросшем автомобильном потоке. Асфальт фактически кончился. "М10", именуемая трассой "Урал", в Саратовской области разбита настолько, что легче ехать по проселочной дороге. Скорость иногда падала до 20 километров в час. И если в Самарской области что-то делалось на дорогах, то здесь дорожниками и не пахло. Разница ощущалась во всем. Чувствовалось, что власти Саратовской губернии не хотят или не могут навести на дорогах хоть какой-то порядок. По обочинам мусор - это не о полиции - бутылки и бумага, разметки нет никакой и так далее. Где нет хозяина, нет и порядка. Оттого и полицейские ничего не боятся, в открытую вымогая мзду, создавая отрицательный имидж тому месту, где проезжают сотни машин из разных регионов страны. Им закон что дышло…
Проехав, наконец, свою тысячу километров, остановились на ночлег в одной из придорожных гостиниц. Номер за 500 рублей довольно сносный. Главное - чистенько. А что не работает телевизор и кондиционер стоит на полу вместо стола - уже не важно. Легли в надежде быстро уснуть, но то и дело проезжающие фуры нарушали ночную тишину. Наконец все успокоилось. И движение грузовиков, и цыганская семья по-соседству, которая долго укладывалась спать. Словом, к двум часам ночи все стихло...
День второй. Вперед, на Запад
В пять утра продолжили движение на Саратов. При подъезде к столице области дороги стали намного лучше. Посты ГИБДД вели себя как и подобает: нарушил - получи, без намеков на мзду. Саратов объехать не получилось, но хотя бы не пришлось заезжать в центр города. Больше всего здесь порадовала дорога через Волгу. Ни пробок, ни ям. Развязки и разметка. Гаишников полно, но все заняты впереди идущими машинами.
Когда заехали в Воронежскую область, все вокруг заметно изменилось. Во-первых, здесь уже распустились деревья и кустарники. Во-вторых, дороги, как по мановению волшебной палочки, стали ровными, размеченными, приятными для движения. Лесополосы убраны, ямы на дороге заделаны. Сразу почувствовалась хозяйская рука.
К обеду добрались до Воронежа. Столица встретила нас огромными пробками. К тому же, навигатор стал периодически терять связь со спутником и порой, стоя в пробке, мы не знали, по какой полосе дальше двигаться. Удивительно, что в таком большом городе до сих пор нет объездных магистралей. Весь поток с Востока на Запад движется через центр города.
Но все плохое когда-нибудь заканчивается. Остались позади пробки и Воронеж. Не довелось созерцать его красоты, побывать на улице Лизюкова, зато - выехали без особенных потерь.
К четырем часам вечера второго дня пути мы наконец-то въехали в Белгородскую область. Оставалось еще около трехсот километров. Настроение улучшилось, появилось второе дыхание. До Белгорода оставалось ехать совсем ничего, около 150 километров…
Итак, двухдневное движение за Запад по родной стране позволило увидеть пробуждение природы, как в ускоренном кино. От набухших почек в Магнитогорске - к цветению каштанов, черемухи и абрикосов. Это удивительное пробуждение природы странным образом как бы поддерживалось и властями областей. Чем западнее мы продвигались, тем чище, зеленее, веселее и приглядней становилась местность вокруг. Тут постарались и природа, и люди…
Продолжение следует…