Многие из нас давно мечтали побывать в интереснейшем заповедном месте Башкирии - Каповой пещере, где через тысячелетия до нас дошли отголоски былых времен и цивилизаций в виде впечатляющей наскальной живописи. И вот такая возможность у нас, студентов первого и второго курсов, будущих специалистов по сервису и туризму, появилась. Вместе с нашими преподавателями Надеждой Халитовой и Ириной Платоновой мы отправились на выездные практические занятия.
Капова пещера (Шульган-Таш), одна из крупнейших на Южном Урале, расположена на правом берегу реки Белой на территории одноименного заповедника. Образовалась она в известняках и доломитах девонского периода. Возраст - около миллиона лет. Название Шульган-Таш происходит из башкирского языка. "Таш" в переводе - "камень", а "шульган" - "река", впадающая в Белую и образующая бездонное озеро рядом со входом в пещеру. Кроме того, Шульган - персонаж башкирского эпоса "Урал-батыр", злой повелитель подземного мира. Озеро возникло, по преданиям, из остатков моря-потопа, устроенного дивами и Шульганом после удара посохом о землю. Поражает сходство описания в эпосе с действительной природной обстановкой пещеры Шульган-Таш. Дна не видно, вода отливает изумрудным цветом из-за примесей минеральных компонентов, что придает озеру особенную загадочность.
В эпосе "Урал-батыр" описываются человеческие жертвоприношения озеру Шульган. В жертву подводному (подземному) миру приносили девушек-красавиц. В настоящее время археологи исследуют найденные в пещере останки трех девушек, которые, вероятнее всего, стали жертвами подобных жертвоприношений.
Пещера Шульган-Таш и озеро Шульган издревле являлись для народов Южного Урала объектом постоянного поклонения. Уже сейчас имеется достаточно доказательств того, что эта пещера была для местного населения своеобразным святилищем, где совершали разнообразные обряды - посвящение юношей в воины или охотники, обряды возрождения природы. Проникновение в пещеру всегда было связано с ужасом перед неведомым миром мрака. Подобное состояние "временной смерти" подготавливало человека к глубокому мистическому восприятию таинства религиозных действий, раскрывающих основную идею мировосприятия - дилемму жизни и смерти. Пещера как бы "заглатывала" испытуемого, который воспринимал это действо как временную смерть, а затем "изрыгала из своего чрева" - перерожденного. Эта архаическая ассоциация "чудовища-глотателя" и ритуальной пещеры была известна до недавнего времени только по материалам австралийских исследователей. Теперь она прослеживается учеными и в башкирском фольклоре. Кроме того, пещера издавна являлась для людей и своеобразным убежищем в периоды войн и набегов чужеземцев. Вполне вероятно, что люди укрывались в ней и в периоды стихийных бедствий и катастроф - затяжных дождей, ураганов, резких похолоданий с обильными снегопадами.
Но как бы мы ни готовились к этой экскурсии, наши впечатления превзошли все ожидания. При входе в пещеру на нас буквально "обрушиваются" высоченные скалы громадного входа: он напоминает колоссальную арку, в которую не только машина - подъемный кран, и не один, легко войдет. А под аркой нас встречает и влечет к себе кромешная темнота, уходящая в непроглядную даль. В левой части входа из-под скалы бурным потоком вытекают воды реки Шульган. Здесь в глубине обнаружен самый большой в Европе - 400 метров в диаметре, так называемый "сифон" - полость, заполненная водой без воздуха. Все вместе это создает поистине величественную и неповторимую картину, потрясающую воображение даже тех, кому уже приходилось видеть что-то подобное. Мы принялись позировать на фоне этой красоты для фотографий на память, пока не подошел экскурсовод.
Для посетителей в экскурсионной части пещеры проложена пешеходная дорожка. Недалеко от входа в пещеру на стенах видны рисунки: мамонты, лошади, носороги, бизоны, различные символы. В настоящее время посетителям пещеры показывают точные копии наскальных рисунков, оригиналы которых находятся в глубине пещеры, на втором и третьем ее этажах. Рисунки в пещере открыты в1954 году зоологом заповедника А. Рюминым. Все изображения выполнены на очень плотных известняках. Для основной массы изображений древние люди использовали красную охру. Несколько рисунков сделано другой, более темной фиолетово-коричневой охрой. Имеются рисунки, выполненные двумя красками - красной охрой и черной краской - углем или окисью марганца. Наиболее крупное изображение в пещере имеет длину 1,6 м, а самое маленькое - всего шесть см. Копии рисунков сделаны художниками-реставраторами из Эрмитажа.
Зал, где встречаешься с пещерой по-настоящему, носит название Сталактитовый, здесь можно по металлической лестнице взобраться на верхний этаж, можно пройти в средний. У решетки, которой закрыт верхний этаж, экскурсовод предлагает потушить фонари и послушать звуки пещеры. В наступившей тишине слышится "кап-кап-кап"… Возможно, потому пещера и называется Каповой?
После экскурсии было время для отдыха. Мы, счастливые, грелись под теплыми лучами уходящей осени, от души общались друг с другом, не забывая вкусненько подкрепиться у костра. Надежда Ренатовна увлекла всех в стремительный поток игр, соревнований, состязаний на смекалку: откуда что бралось? В результате мы все перезнакомились, объединились и к концу дня два курса сплотились в один дружный коллектив.
При возвращении домой было непонятно, откуда еще брались силы - все были оживленными, рассказывали анекдоты, хохотали, пели. Ясно было одно - поездка удалась. Капова пещера - замечательное место для экскурсий и отдыха. От пребывания там остались прекрасные воспоминания.