Константин Циолковский писал: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели". Вероятно, с лёгкой руки великого учёного город, в котором он жил, называют колыбелью космонавтики. Калужане с особым трепетом следят за происходящим в космической отрасли. И гордятся тем, что всё начиналось в их родных местах, в деревянном доме почти на самом берегу Оки.
Опередивший время
Циолковский приехал в Калугу в 1892 году и провёл здесь большую часть жизни. В этом городе созданы его главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине, философии. Много лет Константин Эдуардович преподавал точные науки в Калужском уездном училище и епархиальном женском училище, затем получил персональную пенсию и полностью посвятил себя науке. Долгая и нелёгкая жизнь учёного была наполнена и открытиями, намного опередившими время, и событиями поистине драматическими. Отец мировой космонавтики умер в 1935 году, за два с лишним десятилетия до прорыва человечества в космос. Похоронен в Загородном саду, переименованном в парк Циолковского. Над могилой возвышается двенадцатиметровый трёхгранный обелиск. Это культовое место для калужан и гостей города.
Сегодня жители Калуги бережно хранят память о гениальном земляке, но при жизни сограждане считали его чудаком, а то и откровенно травили. Скромно одетый глуховатый профессор - кстати, одним из его изобретений стала слуховая трубка - высказывал эксцентричные идеи, большинству современников казавшиеся бредом сумасшедшего, да и солидностью манер не отличался. Например, ездил на службу и по делам на велосипеде. На улице Театральной, калужском Арбате, где непременно нужно побывать, стоит один из любимых горожанами памятников "Грёзы о небе". Бронзовый Циолковский держит за руль стоящий рядом велосипед, а взор его устремлён к звёздам.
Скульптурных композиций с великим учёным в городе множество. Циолковский и Королёв возле телескопа, оживлённо что-то обсуждающие. Циолковский рядом с 18-метровой серебристой ракетой - есть байка, что по ночам Константин Эдуардович взбирается на неё, чтобы увидеть находящуюся на соседней площади монументальную "бабу-Калугу".
Дом, где жил учёный, удалось увидеть лишь снаружи. В Калугу приехала всего на пару дней и первым делом, прямо с вокзала, отправилась в Государственный музей истории космонавтики имени
К. Э. Циолковского - пришлось вытаскивать себя оттуда за шиворот уже перед самым закрытием. А на следующий день был понедельник, выходной для большинства музеев. Утешила себя тем, что хотя бы прошлась по крутой улочке, ведущей к Оке, где Константин Эдуардович вместе с окрестными мальчишками запускал воздушных змеев. Вернувшись в Магнитогорск, наугад включила телевизор - по одному из кабельных каналов шёл фильм "Королёв", который в
2007 году снял Юрий Кара. И в эпизоде, когда молодой Королёв приезжает к Циолковскому, увидела тот самый дом, выкрашенный серой краской.
Монументальный "Шарик"
Надо сказать, в Калуге знают толк в монументах. Самый внушительный из них, посвящённый 600-летию города, в этом году отмечает собственный юбилей - сорокалетие. Возводили его долгие шесть лет. И теперь это один из главных символов Калуги, который встречает гостей города, въезжающих со стороны правого берега Оки и дамбы. Смотровую площадку венчает грандиозная скульптурная композиция. Огромная сфера, покрытая 700 килограммами меди, - символ планеты Земля. Уходящая в небо стела с профилем, в котором угадывается сходство с Гагариным, хотя официальное название скульптуры - "Советский человек - покоритель космоса". В народе монумент окрестили хулиганским "Юра на шампуре", но чаще звучит панибратски ласковое "Шарик". У подножия памятника - мраморная плита с изображением Циолковского и пять барельефов со знаменательными событиями прошлых веков.
Есть легенда, что внутри сферы тайно заложена капсула с посланием к потомкам, но потом памятник пострадал от вандалов, снявших медный слой, и в ходе реконструкции таинственная капсула бесследно исчезла. Правда, говорят и о том, что эта история не имеет фактического подтверждения. Но часто ли есть доказательства у легенд?
Неподалёку под раскидистым дубом расположился бронзовый Кот учёный, углубившийся в чтение старинного фолианта. На него с удовольствием забирается детвора, а туристы устраивают рядом фотосессии, к тому же и "Шарик" лучше снимать не вблизи, а с некоторого расстояния.
Со смотровой площадки открывается великолепная панорама правого берега, на который через Оку ведёт современный мост. Это наиболее перспективный район Калуги. Но у левого берега свой шарм. Именно там расположен исторический центр с архитектурными памятниками прошлых веков, множеством храмов. Левобережье немного напоминает лоскутное одеяло - не супермодное, но оригинальное, милое, по-домашнему уютное.
Встреча эпох
Старая Калуга соседствует, а местами и переплетается с районами, построенными во второй половине двадцатого века и - в противовес стереотипу о серых коробках советских новостроек - радующими глаз изысками архитектуры. Становится досадно: почему же у нас нет таких оригинальных балкончиков, крытых террас, венчающих кирпичные башенки куполов и готично-островерхих крыш? Многоэтажки из светлого кирпича соседствуют со старинными зданиями.
Совсем рядом с заботливо обихоженными домиками прошлого века и новомодными коттеджами - покосившиеся деревянные домишки и даже развалины. На заколоченном заброшенном здании, испещрённом граффити, красуется поржавевшая табличка с уже неразличимым номером телефона: "Займы
за 30 минут" - словно предостережение тем, кто решается на необдуманные кредиты.
Среди примеров переклички эпох - Дом детского творчества - бывший Дворец труда, где в 1917-1918 годах базировался вооружённый отряд рабочей молодёжи. В прилегающем скверике грустит мальчик на обшарпанном постаменте - типичная советская парковая скульптура, вызывающая ностальгию по детству. А чуть поодаль, в парке по ту сторону забора, расположился куда более респектабельный бронзовый бюст святого страстотерпца Николая II на гранитном основании. Честно говоря, заброшенного гипсового мальчишку очень жаль.
В числе уникальных архитектурных объектов Калуги - каменный мост XVIII века, соединяющий два берега глубокого, заросшего деревьями Березуйского оврага, по дну которого течёт ручей. В былые времена калужане ходили из одной части города в другую через овраг. Как водится, ситуация изменилась благодаря визиту коронованной особы. Чтобы её императорское величество Екатерина II не утруждала себя, в 1778-1780 годах к её приезду воплотили в жизнь чудо инженерной мысли того времени - 160-метровый каменный виадук высотой 23 метра, действующий и поныне.
Если оказаться на этом мосту в час заката, увидишь, как в прозрачном вечернем небе в последних лучах уходящего солнца золотятся шпили старинных церквей. И не сможешь оторваться от этой удивительной красоты, пока совсем уже не замёрзнешь на холодном ветру. Значит, после долгой прогулки пора возвращаться в тёплый дружеский дом, к разговорам за чаем на кухне. А завтра снова бродить по городу, переставшему быть чужим.
В следующий раз, дорогие читатели, мы с вами побываем в музее истории космонавтики, где теряют голову и чувство времени не только технари, но и закоренелые гуманитарии.