Но это при отсутствии на дорогах автомобильных пробок, что бывает в этой стране крайне редко. Причем автомобили здесь роскошные. Впервые в жизни я увидела "лексус" - белоснежный, да к тому же перламутровый. Предпочтения арабов - огромные представительские седаны и джипы, универсалов и особенно хэтч-бэков вы на дорогах практически не встретите.
При всем богатстве жителей ОАЭ автомобили, как и квартиры, они предпочитают покупать в кредит - благо для обладателей местных голубых паспортов это практически беспроцентная ссуда: автокредит, к примеру, они берут в среднем под два процента. Для иностранцев автокредит дороже - процентов восемь. Теперь прибавьте к этому дешевизну самих автомобилей - навороченная "Тойота-Камри", оснащенная автоматической коробкой передач и кожаным салоном, со всеми таможенными пошлинами (по ставкам 2008-го года) россиянину обойдется на пять-десять тысяч долларов дешевле, чем на родине. Наверное, поэтому самые обычные такси в Эмиратах - именно "Тойота-Камри". Признаться честно, мы думали, что "Камри" эти собраны в Японии. Но как-то разговорились с таксистом - японская машина, мол? "Японская, - отвечает словоохотливый водитель. - Но собрана в России". Как так получилось, что для россиян машина, собранная в России, стоит дороже, чем для жителей Арабских Эмиратов? - мы так и не смогли разобраться.
Не знаем, что говорит официальная статистика, но на практике жители ОАЭ - одни из самых богатых людей в мире. Средняя зарплата среднестатистического мужчины-араба составляет около 14 тысяч долларов в месяц. Но начинают они со скромных заработков: от двух тысяч долларов. Затем каждый год зарплата повышается еще на 500 долларов. Повышение квалификации и продвижение по службе оплачивают отдельно - вот и выходит поднебесная для нас сумма. Теперь представьте, что обладатели голубых паспортов живут в своей стране практически бесплатно: налогов на недвижимость нет, как нет и других налогов, газ, электроэнергия и другие коммунальные блага бесплатно, как и образование - и среднее, и высшее, и лечение вкупе с операциями и выдачей медикаментов. Настоящий коммунизм.
Между тем, для жителей Эмиратов, не являющихся гражданами страны, это выливается в кругленькую сумму: за коммунальные удобства они платят порядка 150 долларов в месяц, за год обучения в школе - от трех до десяти тысяч долларов в зависимости от статуса школы, в университете - от 16,5 до 33 тысяч. Прибавьте сюда стоимость аренды жилья - от 15 тысяч долларов в год за квартирку в непрестижном районе столичного Абу-Даби до семи тысяч - в самом бедном эмирате.
Впрочем, справедливости ради, сюда едут не учиться и не лечиться, а работать. Основная рабсила из числа гастарбайтеров - пакистанцы и индусы: они приезжают сюда 20-летними парнями, работают на самых низкоквалифицированных работах - от строительства небоскребов до вождения автобусов, получают от 200 до 500 долларов в месяц и при этом умудряются содержать свои многодетные семьи на родине и еще откладывать сбережения на старость. Живут по десять человек в комнатке, спят вповалку на трехъярусных кроватях, едят самые дешевые продукты, покупают только самое необходимое… Словом, к 45 годам, возвратясь на пенсию в тот же Пакистан, гастарбайтер имеет на банковском счету вполне приличную сумму, позволяющую встретить безбедную старость. К этому моменту в его семье подрастают сыновья, которые вслед за отцом едут на заработки в ОАЭ - кажется, этот круговорот рабсилы вечен, поскольку устраивает всех. Местные жители тоже могут быть водителями - к примеру, личным шофером самого шейха или членов его семьи. Как вы понимаете, здесь требуется совсем иная квалификация, оплачиваемая совсем другими средствами.
Справедливости ради, местных жителей в Арабских Эмиратах всего миллион из четырех миллионов проживающих, так что богатейшее государство может позволить себе их содержать. Всю жизнь арабы ходят в национальной одежде: белое длинное платье-кандура, белый же платок на голове с ниспадающими концами, поддерживаемый специальным ободком. Мы это видели в кино, но когда в реальной жизни все мужчины вокруг тебя одеты в одинаковые сказочно-странные белые одежды, поначалу теряешь ощущение реальности. Единственный яркий штрих - платок-арафатка: он белый в красную клетку. И носят его лишь некоторые. Названный именем друга арабов Ясира Арафата, этот платок вошел в моду и в Эмиратах. Стоит мужской наряд порядка 25 долларов, в гардеробе мужчины насчитывается около 15 кандур.
На что же тратить арабу свои богатства? И вот тут на помощь мужчинам приходят женщины, которые, в отличие от своих супругов и отцов, обожают наряды. Нет, по улицам все они ходят в просторных черных платьях до пола и с платком на голове. Закрывать ли при этом лицо, оставив лишь прорези для глаз? - до свадьбы это решают родители девушек, а после - их мужья. Многие мужчины относятся к открытым лицам своих благоверных весьма мягко, но сами женщины предпочитают закрывать лица: потому что это, по их мнению, особо подчеркивает красоту их глаз, щедро накрашенных. Единственное, чем вы можете в полной мере ощутить арабскую женщину, - это обонянием: все они пользуются не духами, а ароматическими маслами, издающими очень густой масляный аромат - весьма приятный, кстати.
Так вот, в отличие от мужчин, под черными платьями женщины нередко носят ультрамодные джинсы от кутюр - это ведь на улице нельзя сверкать своими прелестями, а дома перед мужем - даже обязательно, дабы муж всегда испытывал к вам чисто мужской интерес. Еще у арабских женщин есть страсть, впитанная с молоком матери, - любовь к золоту. Оно у арабов очень яркое, неестественно желтое, украшения крупные и тяжелые - даже пояса здесь делают из этого драгметалла. В лавках, где женщины всех возрастов, забывшись, начинают примерять все эти колечки-сережки-цепочки, можно вволю наглядеться на них: в полном забытье от восторга, они с легкостью открывают свои лица, шею, руки и даже грудь.
Золота на женщинах действительно очень много - до дурновкусия. И все это богатство даже позвякивает под черной чадрой. Говорят, привычка цеплять на себя все свои украшения зиждется на праве мужчин в любое время выставить свою жену из дома: согласно Корану, мужу достаточно трижды произнести плохой жене: "Талак" - что в переводе означает "развод", и она должна тут же покинуть его дом в том, в чем есть на данный момент. Посему, чем больше на ней золота, тем больше шансов устроиться в дальнейшей жизни. Правда, те времена давно прошли: благодаря последней жене первого президента ОАЭ шейха Зэйда Фатиме, женщины в этой стране получили огромные права - и на образование, и на работу, и даже на половину имущества супруга в случае развода. Однако золота до сих носят много - видимо, по привычке.
А сейчас вернемся к благосостоянию арабов. Начиналось оно с шейха Зэйда, при котором в начале XX века в ОАЭ потекли миллиарды долларов с выкачанной нефти. Англичане, тогдашние владельцы Эмиратов, перечисляли 20 процентов шейху. Тот решил мудро: нефть течет из земли, а она принадлежит мне, а значит, и моему народу. И начал раздавать деньги соплеменникам, дабы его бедуины сменили кочевой образ жизни на оседлый. Первый транш - на строительство дома: предполагалось, что деньги бедуинам придется когда-нибудь вернуть, но добрый шейх, видя, что арабы стараются стать оседлым народом, долги им прощал. Затем он начал дарить подданным земли.
Результаты превзошли самые смелые ожидания: сегодня к каждому дереву в Арабских Эмиратах подведено два шланга с водой, которые питают растения: один сверху, другой снизу. Во всех отелях и частных домах из кранов течет опресненная вода из моря. И в каждом магазинчике продается опресненная питьевая вода, которая стоит сущие копейки - не в пример той же "Бон Акве". Что касается строительства офисов и заводов, то в пустыне в самые короткие сроки выросла многоэтажная сказка, до которой очень далеко даже парижскому деловому району Дефанс. Даже самые обыкновенные отели настолько высоки, что строительные краны не ездят традиционно на высокой платформе - они просто прикрепляются к дому и растут вместе с ним. На крыше каждой многоэтажки в темное время суток горит с десяток маячков - чтобы самолет, не дай бог, не врезался в это архитектурное чудо. А это действительно чудо: одинаковых домов здесь вы не найдете - на каждый дом архитектор тут же фиксирует авторское право, посему следующим архитекторам приходится сочинять что-то новое - благо творческие потуги щедро оплачиваются казной шейхов.
Объединенные Арабские Эмираты - Магнитогорск