Не успели затихнуть страсти, связанные с экологической катастрофой в Мексиканском заливе, как мир узнал о новом инциденте. Пляжи египетских курортов Хургада и Эль-Гуна оказались загрязнены нефтью, которая вылилась с одной из добывающих платформ в Красном море.
Местные власти уверяют: утечку удалось ликвидировать на 80 процентов. Однако, как рассказывают очевидцы, официальной версии доверять не стоит.
"В районе Шератона в Хургаде действительно до сих пор есть пятно и сильно пахнет нефтью. Не знаю, кто там отрапортовал, что все убрали. Утром доберман моей подруги поплавал в море - теперь отмыть не могут", - рассказала журналистам экскурсовод Ирина Кожарская. По ее словам, полиция в последние дни никого не выпускает в море, все морские прогулки туристов отменяются: "Думаю, чтобы никто не увидел, что власти безбожно врут. Я предлагаю экскурсии по городам, но в Луксоре 55 градусов в тени. Как вы думаете, есть желающие?"
По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, туристы могли бы еще долго пребывать в неведении, если бы не российские дайверы, которые буквально искупались в нефти. После того как они об этом рассказали, египетским властям пришлось признать, что имела место утечка с платформы Geisum Oil в Красном море.
Как говорит руководитель энергетической программы "Greenpeace Россия" Владимир Чупров, поначалу работала схема двойного умолчания. Первыми факт аварии пытались скрыть нефтяники, опасающиеся штрафов, вторыми - власти, для которых туристические доходы - это все.
За несколько дней пятно существенно расползлось по побережью и достигло пляжей на севере Хургады и в Эль-Гуне. В центральной и южной частях Хургады следы нефти замечены не были. Сейчас, по наблюдениям очевидцев, нефтяное пятно уносит в сторону Суэцкого канала.
По официальным данным, в море вылилось десять тонн нефти, о реальных объемах можно только догадываться. Как отмечает Владимир Чупров, пленка на поверхности моря - это лишь 20-30 процентов разлившейся нефти. Остальное растворяется в воде, оседает на дно, а также испаряется.
"Разливы нефти опасны для флоры и фауны, которые являются уникальными для данного района Красного моря. В таких условиях гибнут растения, птицы, животные, а также микроорганизмы в море. Специалисты экологической организации Египта HEPCA уже заявили о гибели сотен птиц, черепах и уникальных рыб. Опасность нефтепродукты представляют и для людей", - говорит эколог.
Отдых тех, кто купается в загрязненной нефтью воде или просто дышит морским воздухом в таких районах, может закончиться отравлением. Это значит, что сейчас в Хургаде и на всем пораженном побережье нельзя купаться, нырять, есть рыбу и морепродукты, выловленные в этих местах, и даже находиться в 100 метрах от побережья. Первые симптомы токсического отравления - тошнота и головокружение.
Определить наличие нефти в воде без специального оборудования невозможно. "Убрать можно лишь внешние проявления утечки. Нефть со дна моря еще долго будет подниматься на поверхность при шторме, а на полное очищение акватории и прибрежных районов понадобится до двух лет", - говорит Чупров.