Продолжение, начало здесь.
Второй день в Израиле провела в гостях в городке Ноф-а-Галиль у «приёмной» семьи младшего сына. Он, как и старший, учится в Израиле по программе Наале, но в другой школе – по результатам тестирования координаторы программы сами решают, какое учебное заведение подойдёт ребёнку лучше всего.
Младшего определили в школу Меир Шфея. Она находится на севере Израиля, неподалёку от города Зихрон-Яаков. Программа в Шфее легче, чем в Нааляле, зато у детей много времени и возможностей для подработок (есть коровник и курятник), есть прекрасный школьный оркестр, а ещё сын занимался бегом и принимал участие в нескольких крупных легкоатлетических стартах. Пока младший окончил только 10-й класс, впереди ещё два года учёбы.
Как связаны Шфея и Ноф-а-Галиль? Всё дело в том, что в программе Наале есть одна очень добрая традиция, прекрасно характеризующая израильский менталитет. Как все, наверное, знают, в стране выходной день – шаббат, то есть суббота. Два раза в месяц «шаббаты» закрытые, дети остаются в школах, где для них организуют праздничный ужин и досуговую программу. А два шаббата в месяц – открытые, ребята могут уехать на выходные к родственникам или родителям, находящимся в стране. Но что если родственников нет и ребёнок в Израиле совсем один? Тогда было принято решение организовать для учащихся Наале «приёмные» семьи. На призыв откликнулись сотни жителей, которые стали забирать к себе детей на выходные. За время программы для многих «наалешников» эти «приёмные» семьи стали практически родными. Младший на шаббаты обычно никуда не выезжал, всё свободное время посвящал зарабатыванию шекелей (и таки накопил на игровой ноутбук и беспроводные наушники), пока не начал дружить с одноклассницей. С тех пор его финансовое благополучие несколько пошатнулось, зато жизнь наполнилась любовью и домашним теплом. Семья подруги приняла его очень хорошо, теперь он гостит у них в Ноф-а-Галиле все выходные и даже праздники, а в этом году – и летние каникулы.
Небольшое «географическое» отступление: условно Израиль делится на три части. Это юг со столицей в Беэр-Шеве, там же находятся граничащие с Газой Ашдод и Ашкелон. Самая южная точка страны – курорт Эйлат на побережье Красного моря. Центр – Тель-Авив-Яффо, сюда же можно отнести и Иерусалимский округ. Самый крупный город севера – Хайфа. Именно север с его горными пейзажами впечатляет особенно. Природа завораживает: вершины, покрытые сосновыми и кипарисовыми лесами, потрясающий вид на Изреельскую долину, разделяющую Нижнюю Галилею и Самарию. Среди этой красоты находится еврейский Назарет – Ноф-ha-Галиль.
Он практически примыкает к священному христианскому городу Назарету, где по библейским преданиям прошли детство и юность Иисуса Христа. Но Назарет арабский город, поэтому в 1956 году было принято решение о строительстве рядом с ним еврейского поселения, дабы изменить демографическую ситуацию и увеличить еврейское население Галилеи. До 2019 года город назывался Нацрат-Илит, что в переводе означает «Верхний Назарет». В 2019 он был переименован в Ноф-hа-Галиль – «Вид на Галилею».
Удалённость от моря и горный климат делают проживание в нём очень комфортным, здесь даже летом не бывает такой адской жары, как в центре или на юге. Из-за этого, а также из-за большого количества рабочих мест (в городе пять промзон и около ста предприятий) Ноф-а-Галиль часто выбирают для переезда репатрианты и молодые семьи. А так как основная алия, как ни крути, идёт из стран СНГ, в городе очень большой процент русскоязычного населения. Более того, даже выходит газета на русском языке и есть новостной русскоязычный сайт. Много здесь и арабов, в основном христиан.
В Ноф-а-Галиль три года назад вместе с дочкой и сыном и приехала из Беларуси Анастасия, мама подруги младшего сына. Говорит, только здесь и начала жить по-настоящему. За три года выучила иврит, сдала на права, купила машину. Сейчас ждёт, когда построят дом, где у неё будет собственная квартира – её она выиграла в жилищную лотерею, позволяющую купить жильё на 20 процентов дешевле рыночной стоимости и с небольшим первоначальным взносом. Цены на жильё в Израиле, к слову, одни из самых высоких в мире, квартира в среднем стоит 1,5–2 миллиона шекелей (37–50 миллионов рублей) при средней зарплате около десять тысяч шекелей.
Настя работает в ирие (мэрии), а начинала, как и многие, с метапелета – ухода за пожилыми. Работа метапелет – это не про «выносить горшки», как многие почему-то считают. Если проводить параллели, метапелет – это социальный работник, в обязанности которого входит помощь одиноко проживающим пенсионерам: сходить в магазин, приготовить еду, сделать лёгкую уборку. Работа очень востребована, и, кроме того, для трудоустройства не нужно в совершенстве владеть ивритом. А потому немало репатриантов, особенно с маленькими детьми, начинает свой трудовой путь в Израиле именно с метапелета. Многие поддерживают со своими подопечными очень тёплые отношения. Даже устроившись на работу в мэрию, Анастасия продолжала какое-то время «метапелетить» – одна из бабушек настолько к ней привязалась, что не хотела отпускать.
Обо всём этом Настя рассказывала, пока мы сидели на кухне и пили кофе. К кофе полагался перекус в виде кулинарных шедевров, приготовлением которых наши дети занялись на каникулах: булочки с корицей, шашлык, рыба, салатики. После этого поехали в город, точнее – в один из торговых центров, а если ещё точнее – в кафе в одном из торговых центров. Увидев мой удивленный взгляд, Настя засмеялась:
– Расслабься, еда здесь национальный вид спорта, так что приобщайся к традициям и получай удовольствие.
В кафе оказалось очень удобное меню – планшеты, на которых можно было выбрать язык – иврит, английский, русский. Пока изучала блюда, мысленно переводила шекели в рубли и ужасалась. Вообще цены в Израиле – это боль. Здесь всё очень дорого. Поэтому многие репатрианты прекращают заниматься мысленной конвертацией валют уже через год после приезда. Во-первых, чтобы сберечь нервную систему, а во-вторых, потому что это совершенно бесполезное занятие. В Израиле не только другие доходы, но и совершенно по-другому выстроена система расходов, и еда в ней – далеко не главная статья. Гораздо больше уходит на аренду недвижимости или выплаты по ипотеке. Впрочем, совсем скоро моё изумление от цен, к которым по рассказам детей я была отчасти готова, сменилось удивлением от размеров порций, когда нам принесли тазики с салатами и горячим. Если вкратце – любой можно было спокойно разделить на троих. Поэтому заказывать на каждого «первое, второе и компот» в израильских кафе не принято. Обычно посетители выбирают на компанию три-четыре разных блюда, а официанты ставят тарелки и приборы по числу гостей.
Душевный вечер завершился вином, настольными играми и общением с котиками. Любимцев семьи подобрали с улицы, вылечили и выходили. Обзавестись пушистым питомцем подобным образом можно здесь в два счёта. Потому что коты в Израиле – часть местного пейзажа. По данным из Интернета, на четырёх израильтян приходится один уличный котейка, а всего котов около двух миллионов. Завозили их на Землю обетованную ещё в начале прошлого века для борьбы с крысами и змеями. Котики прижились и стали полноправными жителями страны. Как правило, выглядят уличные коты вполне ухоженными и довольными. Обратно в школу к старшему уезжала на такси. Водитель оказался русскоговорящим и всю дорогу рассказывал, как восхищается президентом нашей страны Владимиром Путиным.
Продолжение следует.