Продолжение. Начало в № 81.
Контрольно-пропускной пункт «Верхний Ларс» после отсо-единения от Грузии Абхазии и Южной Осетии остался единственной наземной границей России с этой страной. Несмотря на то, что до КПП от Владикавказа по военно-грузинской дороге всего-то 33 км, напуганные огромными очередями из желающих пересечь границу, которые растягивались даже не на километры, а на недели ожидания, по совету друзей постоянно мониторили онлайн-карту пробок «Верхнего Ларса» – да-да, есть и такие.
Ещё нужно было сделать международный страховой полис для автомобиля – можно онлайн, а можно купить в конторах, которых десятки по дороге на КПП, причём с обеих сторон. Сначала все пугали, что без него нас не пропустят, потом – что можно нарваться на мошенников, потом – что на территории Грузии полис дороже, а главное, продаётся только за лари, которых у нас пока, разумеется, нет. Потому приобрести международную страховку решили на территории России, остановившись у специализированной будки. Консультант – симпатичная грузинская студентка, говорящая на русском практически без акцента, пока оформляет документы, охотно рассказывает о себе: сама живёт и учится в Тбилиси, во Владикавказе летом гостит у своей бабушки и подрабатывает здесь. Спрашивает нас удивлённо: а вы что – с рублями в Грузию едете? Это же невыгодно! И смеётся, когда объясняем, что оказались здесь практически случайно – вообще-то ехали в Геленджик, но что-то пошло не так. Однако к валютным курсам ещё вернёмся, пока о страховке: забегая вперёд, скажу собирающимся в Грузию, что, во-первых, её у нас никто ни разу не спросил и, говорят, и не спрашивают – это наше личное дело. Страховой полис – нечто подобное нашему ОСАГО: в случае аварии по вашей вине страховая компания оплатит ремонт пострадавшей стороне, а вы спокойно возвращаетесь домой. Заплатили мы за такой полис полторы тысячи рублей, действует он всего две недели. И – да, тем, кто хочет отдохнуть в Турции, пересекая для этого Грузию, скажу совершенно точно: в Турции грузинский полис не действует – придётся покупать новый, стоит он в два раза дороже, но и рассчитан на месяц, а штраф за езду без страховки – 50 тысяч рублей. Повторюсь, многие едут из России на автомобиле именно в Турцию: рассмотрев красоты обеих стран, отведав колоритных блюд, прибарахлиться «санкционкой», ещё и искупаться в трёх морях: Чёрном, Средиземном и Мраморном, а если времени и желания побольше, то и в Эгейском – до него от Средиземного 800 километров. Но вернёмся к полисам: в Грузии международную страховку можно было и не покупать, но, говорят, при выезде полис нужно предъявить пограничникам, иначе «влетишь» в штраф от трёх с половиной до пяти тысяч рублей. Да и учитывая, как ездят за рулём грузины, лучше-таки подстраховаться – но об этом тоже позже. Ну и последнее: в Грузии полисы так же продаются, и столько же стоят, и даже за рубли, поэтому, если не купили во Владикавказе – не печальтесь, смело проезжайте границу.
Онлайн-карты показывают, что на КПП «Верхний Ларс» – так, кстати, называется село рядом с пунктом – пробка на полтора часа. Их и простаиваем: машин много, но пограничники чётко распределяют их в десяток рядов – к каждой кабинке контроля. Машины работают – жара, и всем нужен кондиционер. Идёт ремонт – пыль, шум, нервозность из-за ожидания… Пассажиров то высаживают, то снова просят сесть в машину, проверяют салон, открывают багажник – правда, как-то всё для проформы, серьёзно ничего даже не рассматривают. Наконец, въезжаем на территорию «Дариали» (у россиян – «Дарьяли») – так называется грузинский КПП. Над ним гордо реет огромное полотнище с пятью крестами – одним большим обычным и четырьмя так называемыми болнисскими, с расширением от центра к кончикам – государственный грузинский флаг, на мой взгляд, один из самых красивых в мире. Всего десять минут – и мы въезжаем в Грузию.
Этот перевал в горах, вдоль которых без всяких документов спокойно течёт Терек, является одним из самых тесных мест Дарьяльского ущелья и одним из двух древних проходов через Кавказский хребет. Переходом этим пользовались скифы и арабы, татаро-монголы и войска Тамерлана… Россияне впервые воспользовались им при Иване Грозном, когда правитель здешних мест присягнул на верность царю. Официально российскими эти места стали в XVIII столетии, когда частью страны стал осетинский народ – история утверждает, что по собственному желанию. Огромные горы и довольно узкая двухполосная проезжая часть, часто прямо под нависающими скалами наводят довольно нервные ощущения, учитывая, что частенько в этих местах случаются камнепады, сходы лавин… А если добавить, что по пути мы не раз вставали перед реверсивными светофорами, поскольку для движения была открыта только одна полоса, а вторую, разрушенную последними лавинами, спокойно передвигаясь прямо над обрывом, ремонтировали… Поэтому двигались медленно, почти всю дорогу – в плотном потоке, первую часть пути – по серпантину. Но то и дело встречали строительные площадки с исписанными китайскими иероглифами заборами: это подрядчик, выигравший тендер, строит теперь широченную трассу через горы по всей стране, и везде по пути меж исполинскими горами роют тоннели или устанавливают мощные сваи для будущих развязок. Некоторые участки трасс уже в столь высокой степени готовности, что навигатор смело даёт совет ехать по ещё не открытой дороге, и многие этими советами пользуются – а мы вот не рискнули, мало ли…
А какие красоты открываются по пути – то и дело останавливались, чтобы запечатлеть, к примеру, бирюзовое озеро среди гор… Красоты, кстати, начинаются сразу при въезде: буквально в сотне метров от КПП «Дариали» – храм, точнее Дарьяльский мужской монастырь. Это новодел – был открыт лишь в 2011 году, но производит впечатление древнего сооружения, поскольку построен в сдержанных традициях грузинского храмового зодчества и из того же кремово-серого камня, что древние храмы страны. В монастыре живут 150 монахов. Как им соседствуется с пограничниками? – «тайна сия велика есть», но совершенно точно монастырь специально был построен на российско-грузинской границе, подтверждая тем самым дружбу между единоверующими народами – а это уже слова Илии Второго – грузинского патриарха, которому в этом году исполнилось 90 лет. Грузины обожают своего духовного лидера, который, говорят, денно и нощно молится за свой народ. Нередко в разговорах о религии грузины говорили мне: «Ваш патриарх – святейший, а наш – святой».
На 168 километров до Тбилиси в общей сложности потратили больше пяти часов. Менять деньги в дороге не стали: курс гораздо ниже, чем в Тбилиси, да и рубли меняют не везде даже в Казбеги – первом городе на пути от границы.
Бензином по совету бывалых путешественников заправились «по крышечку» во Владикавказе: в России он вдвое дешевле грузинского топлива.
По дороге городишки и деревеньки, дома построены по обеим сторонам трассы, и продажа ягод, овощей и фруктов, хлеба шоти, варёной кукурузы и прочей мелкой снеди – хороший бизнес на туристах для местных жителей. Причём интересно: вся деревня торгует чем-то одним – к примеру, шоти. Едешь, и у каждого дома предлагают только его – даже не сладкую булочку. В другой деревне это будут помидоры, в третьей – кукуруза, в четвёртой – плетёные гамаки и подвесные стулья для террас, в пятой – диваны и кресла, а в селе, что ближе к морю, – надувные матрасы, круги и нарукавники. Зачем плодить друг другу конкуренцию, если можно расширить ассортимент и увеличить тем самым шанс заработать, так и не поняла.
В середине пути, забравшись почти на вершину горной трассы, неожиданно попадаем в какой-то европейский городок: всюду гостиницы и шале, кафе всех кухонь мира, кругом строительство новых пунктов проживания и питания… Не понимаем, в чём дело, пока не натыкаемся на название населённого пункта: Гудаури. Это высокогорное село – главный горнолыжный курорт Грузии, куда приезжают любители и профессионалы сноу-спорта со всего мира. Есть здесь и канатная дорога: от центра села подъёмники развозят катающихся в разные стороны, поскольку вершин много, и с каждой сложной «кровеносной» системой расходятся «вены» – трассы. Летом картина здесь безлюдная, хотя подъёмник работает – кабинки движутся даже над проезжей частью, кажется, горизонтально. Не стали останавливаться – торопимся в Тбилиси. О нём – в следующий раз.