Замечательная дата
Магнитогорцы не забыли плавания, весьма неожиданного для города, расположенного за три тысячи километров от моря. В редакцию "ММ" пришло письмо от Нины Ивановны Гузановой: "В 1992 году заведующий кафедрой горного института Леонид Белевский с командой из 13 человек пересёк Атлантический океан на 16-метровой яхте "Магнитка". Мне кажется, что это замечательная дата. Хотелось бы прочесть интервью с Л. Белевским об этом путешествии и о том, что было дальше".
Редакция "ММ" с удовольствием выполняет просьбу читательницы. Капитан яхты "Магнитка", как и прежде, трудится в магнитогорском вузе, который стал университетом. Леонид Белевский (на фото) - профессор кафедры прикладной механики, графики, проектирования технических и технологических комплексов. Говоря о большом путешествии в честь Колумба, отмечает, что рассказ должен быть начат с более ранних, пятидесятых, годов. Тогда профессор горно-металлургического института Николай Иванов организовал в Магнитке парусную секцию. К 1961 году в городе уже появился целый флот из 56 яхт. Леонид Белевский был студентом. В команду его взяли мотористом. Вспоминает, что зачастую лодки строили сами. Одну, небольшую, он сделал в двухкомнатной квартире. Из окна её пришлось вытаскивать краном. Были лодки из стеклопластика и даже 12-метровая "Русь" - из железобетона. Причём, на ней удалось пройти всю Лену. Тогда выросло не одно поколение яхтсменов. Белевский в 27 лет стал мастером спорта и яхтенным капитаном. Конечно же, всем хотелось больших просторов, морей и океанов. Ректор вуза Николай Иванов несколько раз пытался организовать загранплавание - хотя бы по Чёрному морю, до Болгарии. Не получилось. Слишком "плотным" был железный занавес.
- В 1990 году я узнал, что весь мир, в том числе и яхтенный, уже давно готовится праздновать 500-летие открытия Америки, - говорит Леонид Белевский. - Планируется грандиозная регата через Атлантику по пути Колумба. Маршрут умопомрачительный: Италия, Испания, Португалия, Южная Америка, США, Англия…
Оказалось, что для участия в гранд-регате нужно иметь всего-навсего приглашение и океанскую яхту. Первое удалось получить довольно быстро. Тем более, что и ректор МГМИ Борис Никифоров поддержал затею. А вот яхты не было. Как и экипажа.
Верфь у вуза
Леонид Белевский сообщил сыну Илье, что тот будет матросом. "Матросу" исполнилось 16 лет, и ему пришлось закончить школу на три месяца раньше. Строить лодку и плыть согласился сначала только Юрий Урахчин. Нашёлся и хороший сварщик - Борис Петренко. Потом появился ещё один желающий - Юрий Панов, который работал в конвертерном цехе ММК. Петренко и Урахчин находились у него в подчинении. Там и решили без особого шума начать подготовительные работы. А 14 декабря 1990 года ректор МГМИ Борис Никифоров и директор ММК Иван Ромазан подписали соглашение о строительстве яхты.
- Весной расчистили во дворе института снег и заложили стапель, - рассказывает Леонид Сергеевич. - Начали монтаж корпуса. Вскоре появился остов из шпангоутов, напоминающий арочную теплицу, начали обшивать корпус.
К несчастью, вскоре скончался Иван Харитонович. Новый генеральный директор ММК Анатолий Стариков был сдержан в отношении яхты, но и не запретил её стройку. Тем не менее, работа почти остановилась. А ещё нужно было ехать за оборудованием в Германию. Ректор вуза и Белевский смогли попасть на техсовет комбината. Вопросы там решались серьёзные. Например, строительство цеха стоимостью 200 миллионов долларов. Была включена в повестку и яхта. Долго спорили, но в итоге постановили её доделать и отправить на регату.
Оборудование монтировали в тридцатиградусный мороз, прогрев лодку с помощью электропечи. Пытались спустить на воду для испытаний - в районе, где сбрасывали горячую воду с ТЭЦ. В первый раз случился буран, и дорогу замело. Во второй приехал не тот трейлер - "Магнитка" его чуть не раздавила. Потом трейлер оказался без крана, а крановщик запил. Вдобавок, московская организация, специализирующаяся на негабаритных перевозках, запросила миллион рублей. Все официальные лица заявляли, что возможности перевезти лодку нет. Тогда Белевский поговорил с шофёрами и мастерами автотранспортного цеха. Те в ответ хохотали, поясняя, что возят негабаритные грузы по 80 тонн, а тут 25-тонная стальная коробка, проще некуда. Леонид Сергеевич рассказал о ситуации руководству комбината. Разгневанный директор написал на его документах "Сделать!". И всё кардинально поменялось. Вскоре главной задачей оказалось найти пробивного сотрудники ГАИ, который сопроводил бы транспорт до Питера. Помогли администрация города, области, нашлись другие спонсоры. Яхту из Магнитки привезли в Петербург и впервые спустили на воду в апреле 1992 года. Специалисты твердили, что в океан на ней идти нельзя, может развалиться, утонет в первый же шторм. А Белевский, увидев родное детище на плаву, успокоился.
"Порт Магнитогорск"
До Германии яхту довезли на контейнеровозе. Выглядела она тогда как пограничный сторожевой катер. Покрасили её в белый цвет, чтобы стать менее воинственными. После решения множества технических проблем, наконец, отправились в плавание. Попали в девятибалльный шторм в Бискайском заливе. Потом были новые испытания. Выходило из строя оборудование, периодически рвались паруса, сломалась печка, смыло посуду. Тем не менее, все остались живы, хотя по пути к Бермудам старпом Валерий Лукин получил травму. Узнав о злоключениях моряков из Магнитки, жители США подарили им пять печек, горы ложек, вилок, посуды, одежду. Даже нашли керосин, хотя долго не могли понять, что это такое. Но это было позже. А в Германии, где, кстати, моряков задарили коробками с фруктами и овощами, выяснилось, что к старту регаты в Лиссабон "Магнитка" опоздала. Решили отправиться в Англию, в Плимут. Ведь это один из знаменитых портов. Вдобавок, Леонид Белевский незадолго до этого познакомился с потомком мореплавателя и пирата Фрэнсиса Дрейка - Молли Харрисон. Она заведовала в Плимуте музеем имени своего легендарного предка.
- Были в Саргассовом море, в западной области Атлантического океана, - рассказывает Леонид Белевский. - Никаких ужасов, описанных в средневековых трактатах и повторённых в романе Беляева "Остров погибших кораблей", не обнаружили. А когда подходили к Нью-Йорку, удивились, что никто не следит за перемещениями множества прогулочных судов под разными флагами. Создалось впечатление, что в США может зайти на яхте кто угодно. Нью-Йорк вспоминаю как город, полный жизни, энергии, улыбок, смеха и людей, которые мало пьют, курят, помешаны на здоровом образе жизни, любят свою страну.
В Нью-Йорке яхту включили в список "Гранд-регаты". Правда, "вне зачета". Затем магнитогорцы отправилась в Бостон, оттуда в Канаду, в Ирландию. Побывали в Шотландии. Плавание магнитогорских моряков продолжалось с 15 апреля по 15 сентября 1992 года. Множество раз им приходилось слышать о том, что порта Магнитогорск не существует. Их появление и путешествие стало сенсацией во многих странах мира. "Впервые Атлантику пересек магнитогорский экипаж на судне, порт приписки которого не значится ни в одной лоции", - писала одна из крупнейших американских газет "Бостон глоб", отмечавшая, что эта история фантастическая и авантюрная даже для нашего времени. Все призовые места в "Великой регате" тогда заняли русские: "Мир", "Седов", "Крузенштерн", с капитанами которых Белевскому и его команде довелось познакомиться весьма близко.
Морская слава
Возвращение в Россию было будничным и тихим. Ни в Петербурге, ни в Магнитогорске никто путешественников не встречал.
- Но это не так уж важно по сравнению с тем, какое невероятное путешествие мы совершили, - говорит Леонид Белевский. - Многие спрашивают, зачем это было нужно. Отвечаю. Есть такие люди - искатели приключений. Именно авантюристы открыли мир и рисковали, совершая что-то первыми. В военных училищах некоторых стран существует так называемая авантюрная практика. В течение 4-5 недель ежегодно юноша обязан на выбор сходить в море на яхте или заняться альпинизмом, сплавом по горным рекам, летать на дельтаплане. Так воспитывают и не подменяют процесс разговорами. За партой умению преодолевать страх, не растеряться в критической ситуации не научишь.
В девяностые, после грандиозного путешествия, Леонид Белевский сетовал, что во всём мире яхты популярны и приносят большую прибыль, а в Магнитогорске водные станции стали похожими на кладбища, где догнивают сваи причалов. "Надеюсь, что жизнь постепенно образуется, появятся яхт-клубы и новые яхты", - писал он. Надежды были не напрасными. В июне 2017 года на озере Банном состоялись соревнования по яхтингу. Открыла сезон регата памяти бывшего ректора МГМИ Николая Иванова. Нынешний руководитель МГТУ Валерий Колокольцев отметил, что реставрация лодок, организация самой регаты - лишь первые шаги на пути возрождения былой морской славы нашего города. Ныне яхтенный клуб на Банном реанимируют с помощью ММК.
Леонид Белевский вошёл в оргкомитет соревнований, но признался, что уже осуществил свою мечту в парусном спорте. Его влекут приключения, а не катания. Хотя небольшая яхта у него есть. Называется "Ксения" - в честь старшей внучки. После всемирной регаты Леонид Сергеевич познакомился с альпинистами и в 1997 году съездил с ними в Аргентину. Ухитрился взойти на самую высокую в Северной и Южной Америке гору - Аконкагуа. Она около семи километров.
- Мне это понравилось, - говорит он. - Удалось посмотреть и на Эверест. А потом больше интересовали сплавы, горные реки, катамараны, рыбалка, охота - всё, что связано с преодолением, приключениями.
Леонид Сергеевич объездил всю Россию - от Прибалтики до Камчатки и от Ледовитого океана до самого юга. А оставшуюся часть мира посмотрел в ходе множества научных конференций. Только в Африку не хочет, плохо переносит жару.
"Магнитка" жива
В девяностые годы никто не хотел брать яхту на баланс. И Белевский подарил её своему старпому Валерию Лукину, который когда-то работал разливщиком стали на ММК, а потом уехал в Ленинград, где стал известным яхтсменом.
- Через некоторое время нашлись ребята, у которых были деньги, яхту подремонтировали и стали ходить по Финскому заливу, зарабатывали на ней, - рассказывает Леонид Сергеевич. - А потом появились люди, которые решили эту яхту купить. Звонили мне. Я честно сказал, что лодке уже 20 лет и она, наверное, сгнила. Проверили. Оказалось - нет. Подделали кое-что, нос пристроили, покрасили. Назвали "Пётр I".
И через некоторое время мы с удивлением узнали, что наша преобразившаяся "Магнитка" прошла вдоль побережья США, Канады и России, вокруг Северного полюса. Команда молодая, до 30 лет. Старпом у них девушка. Этим летом они зашли в Бразилию. Периодически мне звонят. Я не представлял, что так получится. Это очень радует. Обычно жизнь стального изделия, собранного наспех, - 20-25 лет.
Экипаж "Магнитки" собрался в августе по случаю 25-летия путешествия. Бывший доцент МГМИ и матрос Семён Ошеверов прибыл из Германии. Ему понравилась эта страна ещё во время путешествия, и он перебрался туда вместе с женой и сыном. У семьи успешный бизнес. Матрос, газоэлектросварщик Борис Петренко после регаты продолжил работать на комбинате. До юбилея, к сожалению, не дожил. Константин Алферьев трудится на ММК. Старпом и докер Валерий Лукин в свои 78 лет курирует строительство яхт в Питере, читает лекции по парусному спорту. Сын Валерия боцман Аркадий связан с производством. Помощник, старший преподаватель МГМИ Алексей Иванов ушёл на пенсию. Матрос, студент и альпинист Александр Вершинин теперь бизнесмен и депутат МГСД. Помощник Юрий Урахчин много лет трудился на металлургическом комбинате. Сейчас вместе с сыном Денисом, который тоже принимал участие в регате, живёт в Прибалтике, а матрос Дмитрий Самарцев - в Москве. Сын Леонида Белевского Илья работает в сфере IT-технологий. У него, кстати, три дочки, а у Леонида Сергеевича уже пять внучек. Он их очень любит, но с нетерпением ждёт внука или хотя бы правнука.
Капитан "Магнитки" Леонид Белевский - профессор, доктор технических наук. Публикуется в приличных журналах, "сочиняет" монографии. Радуется появлению новых предметов и направлений в обучении, потому что ему это интересно. Сейчас дали новый курс - теория разрушения. Набрал книг. Он, конечно, в теме, но хочется вникнуть поглубже, как и во всех сферах, чтобы жизнь была насыщенной, полной. И, конечно, с приключениями.