Недавно в "ММ" был опубликован материал о профессоре МГТУ Леониде Белевском и его команде, которая в 1993 году приняла участие во всемирной регате по следам Колумба. Яхту для этого делали на ММК. После выхода газеты редакция получила неожиданный отклик от Ольги Гавриловой, которая вернулась из Гренландии.
Из Магнитки на "Магнитку"
Для начала отмечу, что повод для удивления был не один. Несколько лет назад Ольга работала в редакции "Магнитогорского металла", верстала газету. Увлекалась фотоделом. И со временем хобби переросло в профессию. Бывшая сотрудница "ММ" ездит по миру, делая изумительные снимки. Была в Боливии, Перу, Исландии, во многих странах Европы. А в этом году оказалась на побережье Гренландии на яхте "Пётр I" - именно так теперь называется "Магнитка". Напомню, после кругосветной регаты никто не проявил желания взять лодку на баланс. Инициатор строительства и участия во всемирных соревнованиях капитан Леонид Белевский просто подарил яхту своему товарищу, старпому Валерию Лукину. Так что "Магнитка" переместилась в Ленинград. Там её дважды продавали. И после некоторой реконструкции яхта получила другое имя. Новая команда, молодые ребята, периодически созваниваются с Леонидом Сергеевичем, но жизнь у бывшей "Магнитки", конечно, уже другая. На яхте возят туристов.
- Я об этом знал, но то, что кто-то из Магнитогорска был на "Магнитке", - для меня удивительно, - прокомментировал Леонид Белевский.
Удивительно это было и для экипажа. Так что приём был особо тёплым. Ольга Гаврилова попала на яхту по обычной туристической путёвке. Вместо пляжей, тёплого моря и жаркого солнца хрупкая жизнерадостная девушка выбрала суровый остров, принадлежащий Дании.
- Не люблю пляжный отдых, - говорит она. - Предпочитаю деятельный, чтобы стремиться, преодолевать, достигать, получать новые яркие эмоции. А что касается Гренландии, то с детства мечтала увидеть айсберги, но раньше это было очень дорогое удовольствие. В этом году удалось найти более приемлемое предложение. И мечта сбылась.
Цветные айсберги
Путь к мечте пролегал через Копенгаген. Потом летела с другими туристами на небольшом самолёте в Илулиссат. Говорят, в десятом веке в этом месте несколько лет прожил знаменитый викинг Эйрик Рыжий. А один из фьордов острова внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь и исполнилась детская мечта Ольги Гавриловой. Ведь фьорд буквально заполнен айсбергами. В Илулиссате, который переводится с иннуитского как "айсберги", находится один из самых больших ледников в мире, откуда они и двигаются в моря и океаны.
Подплывать близко и трогать лёд оказывается категорически запрещено. У многих айсбергов подводная часть шире той, что возвышается над поверхностью, и можно повредить яхту. Вдобавок лёд периодически разрушается. А высота айсбергов - больше девятиэтажного дома. Если осколок этой громадины упадёт на лодку, то уже некому будет рассказывать о новых впечатлениях.
- Яхта рядом с айсбергами кажется просто игрушечным корабликом, - говорит Ольга. - Это завораживает. У них невероятные формы, иногда казалось, что плывут огромные раковины, животные. Очень необычно выглядят арочные айсберги, но они встречаются редко. А ещё оказалось, что это не просто горы льда, они цветные. На светлом фоне синие прожилки. Разные слои льда причудливо переплетаются, и это красиво.
Треска и качка
Начиналось, между прочим, всё не так завораживающе.
- Не могла понять, как попасть на яхту, - улыбаясь, вспоминает Ольга. - Уровень воды оказался низкий, и с пирса пришлось спускаться метра четыре по жуткой металлической лестнице. Думала, что обязательно упаду в воду. Было очень страшно. И выходить, подниматься - тоже. Рюкзак с фототехникой тянет назад, хватаешься за металлические ступени, лезешь…
Дело было в августе, на суше оказалось градусов пятнадцать тепла, а в море всего пять и ледяная вода. Маленькие каюты, рассчитанные на 2-3 человека. И - морская болезнь.
- Мне повезло, путешествовали неделю, а шторм случился только в последний день, - говорит Ольга Гаврилова. - Тогда и выяснилось, что я подвержена этой болезни. Шли около пятидесяти миль по штормовому океану. Качка была серьёзная, а я не выпила таблетки. Так что шесть часов стояла на палубе, вцепившись руками за бортик. Продрогла, но так было легче. В каюте оказалось хуже. Зато меня пожалели и дали порулить. Сказали, что если держаться за штурвал и смотреть вдаль, морская болезнь отступает.
Туристы, кстати, очень удивились, что во время шторма команда яхты подняла паруса. Все насмотрелись фильмов и были уверены, что при сильном ветре и больших волнах их, наоборот, убирают. Капитан, однако, пояснил, что с парусами меньше качка. Заодно выяснилось, что теперь бывшей "Магнитке" не нужен большой экипаж. Двадцать пять лет назад яхтой управляли посменно тринадцать человек. При современных технологиях достаточно троих: капитан, помощник капитана и кок. Там потрясающе готовили. Питание было трёхразовое. Рыбу ели самую свежую, только что выловленную из океана. Отдыхающим тоже выдали спиннинги. Ждать улова не приходилось. За пять минут - ведро трески.
Водопады и киты
В Гренландии мало людей, но западное побережье больше освоено. Там менее суровый климат и есть города. Кроме айсбергов туристов привлекают скалы, фьорды, озёра и горные водопады. Иногда планируют маршруты к определённым местам, а может быть и так, что капитан видит водопад в бинокль - там и высаживает туристов.
- Думали, сходим к водопаду около острова Диско и быстро вернёмся, за час-полтора, - рассказывает Ольга. - Казалось, что это близко, но идти пришлось очень долго. Карабкались по перевалам, поднимались по каменной осыпи, по ручьям. А спускались другой дорогой, по мху, оказались в низине с болотом и кустарником. Вышли мокрые, грязные, но безумно счастливые.
Водопад этот огромный. Рекой течёт и с диким грохотом падает вниз. Подниматься было очень опасно. Особенно к самой его высокой точке. Гид требовал и просил туристов вернуться назад, но две девушки, в том числе Ольга, решили идти до конца. И не пожалели. Не меньше понравилось путешествие к живописным базальтовым скалам, которые врезаются в океан. А больше всего впечатлений оставила встреча с китами.
- Плавали с ними часа четыре, - говорит Ольга. - Капитан привлекал их ритмичными постукиваниями по борту яхту. Оказалось, что им это интересно. Нравится общение. Китов было, кажется, пять. Каждый размером с яхту. Они подплывали прямо к нам, под нас, пускали фонтаны, обливали всех водой, издавали ни на что не похожие звуки. Это потрясающе.
Сухой закон
С местным населением туристы общались мало. Тем более что жители Гренландии, как оказалось, не знают английского. Удалось познакомиться с некоторыми в ночном клубе одного из городков, где была стоянка.
- Мы оказались главным развлечением вечера, - говорит Ольга. - Танцы и цветомузыка отошли на второй план. С нами фотографировались, пытались говорить, но чаще приходилось использовать язык жестов. Хотя, нашёлся один датчанин, с которым удалось объясниться на английском. Он рассказал, что в Гренландии жить довольно-таки трудно. Тяжёлая работа, практически все заняты в рыбном производстве. Зимой - полярная ночь, что тяжело психологически, вдобавок сухой закон. А летом более-менее светло и почти тепло.
Ольге очень понравилось. Планирует вернуться ещё. Только в следующий раз, наверное, на юг Гренландии. Возможно, опять увидит яхту из Магнитки и её экипаж. Путешественница сама себе удивляется, что ещё не добралась до Норвегии. Планирует сделать фотосессию в Новой Зеландии. Ещё раз вернуться в Боливию, которая поразила необычными пейзажами. И - съездить в Чили, в пустыню Атакама - с единомышленниками-фотографами, взяв в аренду машину с водителем. Для этого Ольга уже взялась за изучение испанского. Побывав в Южной Америке, убедилась, что там нужен именно этот язык.
Сейчас бывшая сотрудница "ММ" в Магнитогорске. Она живёт в родном городе в промежутках между своими увлекательными путешествиями. Но ветер странствий уже манит…