Продолжение. Начало в № 5
«Правда всегда одна», – / Это сказал фараон. / Он был очень умён, / И за это его называли / Тутанхамон». Уверена, вы, как и я, в 90-е от души отрывались на дискотеках под эту чарующую песню «Наутилуса Помпилиуса» – жаль только, к словам не прислушивались.
Во-первых, «Правда всегда одна» – ну, не самая интеллектуальная фраза, даже, можно сказать, банальность. Во-вторых, история не особо знает, был ли умён Тутанхамон: этот фараон не успел сделать для Египта практически ничего, ибо на престол взошёл в возрасте восьми-девяти лет, когда правила за него его тётя Нефертити, она же его тёща, а в 18 или 19 он уже скончался: кто говорит, его убили, но учёные пришли к выводу, что и без того немощный юноша, рождённый в результате инцеста, упал с колесницы во время спортивных игр, получив открытый перелом бедра. Вскоре в рану попала инфекция, что при отсутствии антибиотиков, да ещё слабом здоровье было равно смертному приговору – так и случилось.
И единственное, чем прославился Тутанхамон, став благодаря этому самым известным древнеегипетским фараоном для непросвещённых наших современников, – это тем, что его гробница была первой находкой учёных, не разграбленной, как остальные усыпальницы правителей страны. И посмертная маска Тутанхамона сегодня является одним из самых известных в мире символов Древнего Египта наравне с пирамидами: выполненная из чистого золота с тёмно-синими полосами, она является главным экспонатом Каирского музея и выставлена в специальной комнате – вместе с саркофагами фараона и прочими артефактами. При взгляде на то, что почти ежедневно видишь на исторических телеканалах, чувствуешь, как по телу бегут мурашки – вот оно, соприкосновение с вечностью.
Длинная очередь туристов перед тёмным помещением, толпа медленно и равномерно движется, обход экспонатов производится под бдительным оком надзирателя. Фото и видео запрещены – если только ты не договорился с музеем за две недели до съёмок и не заплатил за этот «билет» 120 долларов. У нас такой договорённости, разумеется, нет, но одно фото сделать таки удалось. Впечатлённые, идём в другие помещения зала, посвящённого Тутанхамону, смотрим на чёрные мумии его родственников – кажется, бабушки и дедушки, его сандалии, трон, колесницу и даже, простите, презерватив – он сшит из овечьей кожи и «продолжается» верёвочками, чтобы завязывать их за спиной.
Дальше едем к пристани на берегу Нила – для желающих здесь устраивают прогулки по реке вдоль Каира. Разумеется, это не что иное как выманивание денег: многоэтажки отелей и жилых домов прекрасно можно увидеть и сфотографировать с берега, да и дышать во время поездки низкосортной соляркой, которой заправлены катера, – сомнительное удовольствие. Но – голодные глаза сына, в свои 13 лет только «заболевшего» путешествиями, не хотелось «гасить» собственной жадностью, чтобы не «сломать» его пытливость к познанию мира. Платим по десять долларов на человека за поездку на кораблике, ещё по столько же – за будущее катание на колесницах возле пирамид и вход внутрь гробницы. Улыбчивый «кормчий» включает с телефона арабские напевы, жмёт на газ, воздух наполняется едким запахом солярки – тронулись. Едем мимо высоток, жилых домов – у многих из крыш торчит арматура, и какие-то гиды говорят, что такая незаконченность – это как бы намёк властям на то, что дом может увеличить число этажей, а другие – что таким образом египтяне избегают налога на недвижимость, поскольку таковой считаться может только достроенный дом. Кому верить – выбирайте сами.
Наконец, отправляемся к главной своей цели – единственному чуду света, дошедшему до современности, – комплексу пирамид в Гизе, что в пригороде Каира
Помню, как, впервые приближаясь к ним лет 16 назад, буквально сбилась от восторга с дыхания, как только три красавицы «выросли» из жаркой, затуманенной песком дымки вдалеке справа от дороги. Мы приближаемся – они видятся чётче, становятся огромнее, мощнее… Увы, после экскурсии оказалось, что это и были лучшие впечатления – остальные испортили целые племена докопчивых попрошаек, продавцы сувениров, зазывалы покататься на верблюдах, а также жуткая грязь вокруг пирамид. Горы пластиковых бутылок, окурков, каких-то тряпок… А каменные углубления чуть дальше жутко загажены – потому что общественных туалетов просто нет.
Теперь всё иначе: пригород так активно застроился вокруг пирамид, что из-за домов видны лишь их верхушки – и это опечалило. В остальном изменений нет – разве что вход на плато нынче через систему турникетов, помещение для них оборудовано и туалетами. Попрошайки же, верблюды, колесницы и прочее осталось неизменным и даже вызвало улыбку. А вот грязь снова привела в негодование, особенно, когда заметила, что туристы по большей части не мусорят, неся мусор до урн. А вот местные… Как минимум, они бесконечно курят и бросают окурки, чуть присыпая их песком, а как максимум… Противно даже вспоминать. И, пока муж с сыном пошли исследовать пирамиду изнутри, вновь задумалась: как можно было, создав великую древнюю цивилизацию, на века опередившую развитие остального мира, сегодня переродиться в то, что вижу вокруг? Нет, разумеется, есть и в этой стране немало красивых духом, современных, продвинутых людей. Но на экскурсии нам про них не рассказывали. Гиды – и те почти мошенники, продающие туристам чай, духи или картуш – кулон с вашим именем, написанным на древнеегипетском – втрое дороже, чем это можно взять в лавках Хургады.
Прерывают размышления вернувшиеся мои, которым не понравилась ни поездка на колеснице – «отвёз за 200 метров отсюда – и давай чаевые выпрашивать, так и не дал спокойно пофотографировать», – ни нутро пирамиды. Показывают фото: узкий, низкий тёмный коридор-тоннель, люди продвигаются в нём согнувшись пополам – я бы со своей клаустрофобией, наверное, умерла прямо там. Он выводит в просторную комнату, откуда снова идёт «нора» вниз. Возвращающиеся из неё машут рукой: «Там тоже просто пустое помещение».
Сфинкс – хранитель гробниц с телом льва и головой человека – чуть дальше, и его фотографировать пришлось фактически бегом – туристы вздыхают: «Ну здесь же ничего не продают, вот гид и «выдал» всего пять минут». Солнце меж тем садится, многочисленные открытые рестораны, расположенные вокруг, заполняются туристами: темнеет в пустыне стремительно, и скоро начнётся свето-музыкальное шоу. Но мы его не увидим – поужинав, отправляемся в обратный путь.
Словом, снова впечатления – так себе. Но, знаете, побывать в Каире – хоть так, совсем мельком и «галопом по европам» – обязательно стоит, если вы приехали в Египет. Потому что это… слишком великая история, чтобы не увидеть её, не прикоснуться к ней, не покрыться мурашками перед пирамидами, на мгновение представив, сколько десятков веков стоят эти исполины и глядят свысока на тысячи поколений туристов. А мурашки обязательно будут, поверьте. Даже если вы, как и я, приедете в Гизу не впервые.