ЕСЛИ в детстве вы зачитывались сказками Андерсена и Астрид Линдгрен, а в юности заслушивали до дыр альбомы Хелависы с песнями о фьордах и викингах, то вопросов, где провести отпуск, у вас не возникнет. Взяв вместо крема от загара куртки и ветровки, а вместо шлепанцев - крепкую непромокаемую обувь, мы с женой отправились навстречу северному лету - в Скандинавию.
Финляндия: Хельсинки и Турку
Границу России пересекли без малейшего ажиотажа: в купе заглянул наш пограничник, через некоторое время - финский, в загранпаспорте появился очередной штампик - и все. Поднявшиеся с утра пораньше и готовые по первому требованию вытаскивать на свет божий свои чемоданы, даже остались несколько разочарованными - до Хельсинки ехать еще два с лишним часа, а дорожные развлечения кончились. Ну раз такое дело - будем пить железнодорожный чай и смотреть в окно на заграничные березки. Вот мелькнула станция, затем другая. Потом небольшая остановка в городе со знакомым названием Тиккурила - судя по известной рекламе, здесь живут отменные маляры. До Хельсинки уже рукой подать. Еще немного - и поезд тормозит у столичного перрона. Приехали.
Закинув сумки в багажное отделение, устроились поудобнее и начали обживаться, пока автобус вез нас по улицам Хельсинки. Центральная часть города своими классическими фасадами и позеленевшими конными статуями напоминает Петербург. Разве что поменьше воды да побольше зелени… Ознакомительно попетляв некоторое время, выехали куда-то на окраину и остановились возле памятника самому знаменитому финскому композитору Яну Сибелиусу. Выглядит этот мемориал, как огромная гроздь полых труб, поставленных вертикально на высоте полутора человеческих ростов от земли. Эта конструкция символизирует орган, причем, как уверяют экскурсоводы, памятник вполне функциональный - в ветреную погоду, встав прямо под ним, можно услышать мелодию органа. Нам с ветром не пофартило, и, прогулявшись под трубами, я не уловил ничего, кроме разноязыкого галдения туристов.
…И вновь автобус. Возвращаемся в город и подъезжаем к лютеранскому кафедральному собору, который выглядит точь-в-точь, как православные храмы. Собственно он и был православным храмом, пока получившие после Октябрьской революции независимость финны прагматично не приспособили его под свои протестантские нужды. Похож он на уменьшенную копию Исаакиевского собора, только в белых тонах. Перед ним простирается Сенатская площадь - да-да, привет Питеру! - в центре которой стоит памятник русскому императору Александру II. Небо над ним пасмурное, а на царственной голове сидит птица - предвестница хорошей погоды, по словам гида.
По старинной пешеходной улочке, вымощенной булыжником, ходил до набережной. Вдоль нее выстроился небольшой рыночек в три длинных ряда, где продавалась масса всего съестного. От воды пахло морем, над нами кричали чайки, а временами начинал накрапывать дождь.
Дальше путь наш лежал в Турку, или в Або, если по-шведски. Второе название очень устойчиво, поскольку здесь живет большая группа этнических шведов. Надо сказать, что Финляндия, в принципе, двуязычная страна - все надписи дублируются на шведском, хотя по-шведски говорит всего 5,5 процента населения. Пятьсот лет шведской оккупации, ничего не поделаешь!
После обзорной экскурсии по Турку выехали на пристань, где нас уже ожидал огромный 13-палубный красавец - паром Silja Line. Раньше когда слышал слово "паром", представлял что-то вроде большого плота, на котором переправляются через реку. И в голову не могло прийти, что паромом может оказаться гигантский корабль, рядом с которым померк бы и "Титаник" - с магазинами, кафе, дискотеками, саунами-бассейнами и другими буржуазными радостями.
Швеция: Стокгольм
В Стокгольме было пасмурно, но тепло. Памятуя о прошлом дне, половина которого прошла в лучах яркого финского солнца, мы ждали, что ближе к обеду небо прояснится. Как же мы ошибались. Шведская столица очень красива. Яркие домики стоят, плотно прижавшись друг к другу узенькими фасадами в три-четыре окна, выкрашенные в разные оттенки желтого и красного. В одном из них, как сообщает гид, жила Астрид Линдгрен, а на его крыше, надо полагать, притаилась каморка Карлсона.
Автобус въезжает на один из многочисленных островов и останавливается у набережной. Выходим размяться, захватив фотоаппараты: снимать здесь можно бесконечно. У самой воды стоят скамеечки. На одной из них парочка - глядят на воду, беседуют. На другой - недвижный металлический гражданин обнимает гитару - это памятник местному барду. Пахнет невероятной свежестью и подступающим дождем.
Дождя долго ждать не пришлось: совсем скоро окно покрылось каплями, стремительно превращающимися в сплошной водяной поток. Ехали по городу и изумленно смотрели, как рядом с автобусом под проливным дождем в шортах и футболках шведы совершают свои пробежки. Впрочем, нам тоже отсиживаться под крышей не дали - стукаясь друг об друга раскрытыми зонтами, отправляемся на длинную, мокрую, пешую прогулку. На наше счастье в Старом городе - Гамла Стан, по-шведски - улицы вымощены булыжником, и поэтому во время дождя не бывает луж - вся вода уходит между камней. Другой плюс - многочисленные арки, где можно было переждать особенно мощные приступы ливня. Когда очередной шквал застиг нас при осмотре местной церквушки, мы дружно забились в соседний магазинчик, продающий религиозные аксессуары. Надо было видеть лицо продавщицы! Сначала она крепилась и молча смотрела, как в ее маленькую лавку заходят все новые и новые иностранцы - один, два, десять, пятнадцать, тридцать, сорок… Потом начала беспокойно поглядывать на нас и, наконец, не выдержала и пошла смотреть, что там творится на улице. Там был настоящий потоп.
Экскурсия эта отдавала легким экстримом, но зато мы успели увидеть много интересного - от Рунного камня до самой узкой улочки северной Европы - 90 сантиметров. Хотя главное сокровище шведской столицы нам еще только предстояло увидеть.
Стокгольм стоит на нескольких крупных островах и целой куче мелких. Один из них называется Юргорден - Музейный остров. Догадаться, что расположено на нем, нетрудно - там собраны самые интересные музеи Швеции: этнографический парк Скансен, веселый сказочный музей Юнибакен, серьезный и солидный Музей северных народов… На самом деле, побывать охота везде, но надо выбрать самый-самый, а потому идем смотреть на корабль "Ваза". Сейчас поясню, что это за чудо.
В Швеции в начале XVII века правил король Густав II Адольф из династии Ваза, который решил построить самый мощный, грозный и красивый на всей Балтике корабль. Сказано - сделано, через три года на воду было спущено 64-пушечное боевое судно с высокими бортами и кормой, щедро украшенной массивными резными фигурами. По ходу дела конструкторы пытались подкорректировать первоначальный план строительства, сообразив, что центр тяжести из-за обилия пушек будет расположен слишком высоко, но для исправления требовалось сделать довольно широкой подводную часть корабля, а значит, изрядно уменьшить его подвижность и маневренность. Король, когда узнал об этом, начал возмущенно махать руками - ему требовался быстроходный монстр, а не еле ползающая посудина. В общем, под бдительным оком монарха флагман построили без спасительной самодеятельности - правда, недавние исследования показали, что на свой страх и риск мастера все же тайком увеличили его ширину на полметра. В торжественной обстановке при огромном скоплении народа новехонькое судно подняло паруса, двинулось к выходу из гавани, отдало салют из всех пушек и… скоропостижно затонуло. Расследование быстро замяли, потому что под суд пришлось бы отдать августейшую особу, лично вмешавшуюся в процесс проектирования. Водолазы сумели поднять со дна большую часть пушек, после чего о досадной неприятности забыли на триста с лишним лет.
Пятьдесят лет назад шведы вдруг сообразили, что это подарок судьбы - прекрасный корабль XVII века в идеальном состоянии. Современные средства вполне позволяли поднять его со дня моря и отбуксировать к одному из столичных островов. Вокруг него построили музей, где любой желающий может своими глазами увидеть настоящий старинный парусник.
Я про эту историю читал в каком-то журнале. Помню, даже картинки были. Тогда мне и в голову не приходило, что однажды увижу корабль "Ваза" вживую. Так что можете представить, с каким чувством я входил в этот музей. Вступаем в огромный зал, где стоит такой же огромный корабль. Дух захватывает! В помещении полумрак, поэтому все выглядит таинственно, будто это какой-то чудом оказавшийся на суше Летучий Голландец. Дерево потемнело, краска сошла, пушки и паруса сняты. Но даже без всего этого легко можно вообразить, какой это был красавец! К тому же рядом находится уменьшенная копия "Вазы", максимально точно воспроизводящая его оригинальный облик.
Из Стокгольма уезжали потрясенные - всего второй день пути, а уже столько невероятных впечатлений. Ехали мы на юг до самого вечера, одолели половину Швеции. Впереди нас ждал отель из сети Scandic - первый на нашем пути. Продолжение следует.