Продолжение. Начало в № 37
Отправляясь в путешествие, мы всегда ставим в план посещений какие-то красивые, знаковые места. Как правило, они связаны с историей. Ведь именно то, что простояло не одну сотню лет, впитало дух многих поколений жителей местности, обладает особой энергетикой и отражает особенность эпохи, в которой создано, – будь то здание, плоскостное сооружение, статуя.
Одним из мест, куда меня тянуло больше всего в Стамбуле, был дворец Топкапы – резиденция нескольких поколений султанов Османской империи. И, конечно, место, где снимали любимый многими россиянами турецкий сериал «Великолепный век» (16+), покоривший зрителей не только шикарными нарядами, украшениями, игрой актёров, но и своими декорациями. История про Сулеймана Великолепного интересна российским зрителям ещё и тем, что она про любимую наложницу султана со славянскими корнями. Роксолана покорила сердце могущественного властителя Османской империи и стала его женой по имени Хюррем. Похоже на сказку о Золушке. Наверное, поэтому у сериала столько поклонниц.
Некоторые информационные источники сообщают, что сериал частично снимали именно во дворце Топкапы – именно там происходит основное действие фильма. На самом деле это не так – съёмочную группу сериала во дворец не пустили. Однако турецкие мастера постарались в точности воссоздать покои, их расположение и площадь. Для этого были прочитаны десятки книг и исторических документов. Крытый павильон занимал площадь пять тысяч квадратных метров плюс три тысячи квадратных метров территории парковой зоны. При этом настоящий дворец занимает территорию в 700 тысяч квадратных метров. Разница, кстати, заметна, когда попадаешь в сам Топкапы. Такое ощущение, что все помещения построены для людей маленького роста, всё минимизировано. И ещё одно: я всё пыталась угадать, где же тот самый балкон, с которого султан и Хюррем смотрели на море, – таких сцен в фильме очень много. Но ни балкона такого с выходом на побережье, ни пейзажа с открытым морем в Топкапы не увидите. Вода есть, но это залив, со всех сторон окружённый берегами Стамбула.
Топкапы – главный дворец Османской империи до середины XIX века. В течение четырёхсот лет огромный комплекс был резиденцией и офисом для 25 турецких султанов. Строить его начали в 1475 году. В переводе с турецкого topkapi означает «пушечные ворота». И это не просто так: когда султан покидал резиденцию или возвращался в неё, производился пушечный выстрел.
Основателем и архитектором проекта стал Мехмед II. Сначала в новом дворце султаны лишь работали. Гарем, где жили наложницы, дети, многочисленные слуги султанской семьи, изначально не располагался на территории Топкапы. Именно жена Сулеймана I Хюррем добилась переноса гарема в главный дворец, чтобы быть ближе к своему мужу. Комплексу тогда понадобилась грандиозная перестройка. Так что история про то, что до Хюррем семья жила рядом с султаном, – одна из выдумок создателей «Великолепного века».
Сегодня и по территории дворца, и по территории гарема можно свободно прогуляться и прикоснуться к истории. Чтобы попасть в гарем, нужно взять дополнительный билет. Топкапы – один из крупнейших по площади музеев в мире.
Ежегодно сюда приходят около двух миллионов туристов, что делает Топкапы самой посещаемой достопримечательностью Стамбула.
Благодаря аудиогиду, который легко перестраивается на нужный язык, получаешь подробную информацию о каждом уголке дворца.
Публике доступна только десятая часть коллекции, а это 65 тысяч экспонатов. Здесь хранятся важнейшие мусульманские святыни — меч, плащ, пучок волос с бороды и отпечаток стопы пророка Мухаммеда. Несмотря на мусульманскую культуру, в Топкапы есть и христианские реликвии, которые попали сюда после завоевания Константинополя, например, мумифицированная рука святого Иоанна Предтечи, которой он крестил Иисуса, и части черепа святого апостола Петра.
Дворец Топкапы — пример османской архитектуры. Он имеет форму неправильного прямоугольника, состоит из четырёх дворов, разделённых воротами, и окружён стеной. Каждый двор – фактически крепость, что обеспечивало дополнительную безопасность в случае набега врагов: было куда «ретироваться», пока враг преодолевал одно укрепление за другим. В последнем дворе был подземный ход, который вёл к морю, где в случае опасности султана и его приближённых ждали бы корабли. Но за всю историю Османской империи напасть на Топкапы никто не осмелился, если не считать нескольких восстаний собственных янычар.
В годы расцвета во дворце Топкапы проживало до пяти тысяч человек. При этом в дворцовых кухнях одновременно работало до тысячи поваров. Каждый год сюда привозили 30 тысяч цыплят, 23 тысячи баранов и 14 тысяч телят.
В наложницы попадали девочки, украденные турками или проданные в гарем собственными родителями. В гаремную школу брали девочек от пяти лет, там их учили этикету и искусству. После 15 лет девушка попадала в гарем, ей давали новое имя. Если наложнице удавалось родить ребёнка от султана, она получала право на отдельную комнату и свою прислугу. В музейном комплексе Топкапы можно увидеть различие помещений, их убранства в зависимости от того, кому они принадлежали.
Раз уж зашла речь о главном «доме» султанов, нельзя обойти стороной и другой дворец – Долмабахче. В 1854 году султан Абдул-Меджид I начал править из этой резиденции в европейском стиле. Долмабахче считается самым роскошным, богато украшенным дворцом Стамбула.
В 1614 году султан Ахмет I приказал засыпать берег Босфора, где предполагалось разбить сад. Нынешний дворец Долмабахче названием обязан именно насыпным землям – местные назвали территорию Dolmabahçe, что означает «насыпные сады». В последующие два столетия здесь сначала построят деревянный дворец, потом его украсят красивой китайской плиткой. Потом строение снесут и построят дворец побольше, но опять деревянный. И только в XIX веке cултан Абдул-Меджид I снёс всё до основания и построил комплекс, который и сегодня поражает своим великолепием. Султан перевёз всю свою семью и правительство из дворца Топкапы в Долмабахче.
В 1922 году первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк ликвидировал султанат, в 1923 году провозгласил республику – в октябре 2023 года Турция отметит столетие этого события. Вместе с реформами начала XX века османские дворцы утратили своё первоначальное значение и были объявлены музеями. Ататюрк не предал забвению роскошный дворец и даже использовал Долмабахче в качестве президентской резиденции. Здесь же он и умер в 1938 году.
Все часы дворца установлены на 9.05 – время смерти Ататюрка, что символизирует это скорбное для страны событие
В настоящее время дворец Долмабахче полностью отреставрирован и открыт для публики в качестве музея. Дворец занимает площадь 64100 квадратных метров. Это трёхэтажное здание, снаружи отделанное белым мрамором. В нём 46 залов и 285 комнат. Интерьер разработан французским декоратором Сечаном, который был дизайнером Парижской оперы, поэтому внутреннее убранство и стиль мебели имеют явный французский «след». Несколько известных европейских художников были наняты для украшения дворца картинами и потолочными фресками. Всего здесь 36 хрустальных люстр из богемского стекла. Самая большая из них, весом 4,5 тонны, находится в Церемониальном зале.
Дворец удивляет красотой и неповторимостью. Это роскошь последних султанов Османской империи не может не навевать мысли о зыбкости власти даже самых сильных правителей мира.
Но Стамбул – это не только великолепие дворцов. Он может открыться с самой неожиданной стороны. И для этого по нему нужно пройтись не в рамках организованной экскурсии, а «дикарём», по своей собственной маршрутной карте. И это достойно отдельного рассказа.
Продолжение следует.