Сюда редко приезжают туристы. Город малоизвестен, потому что входит в промышленную зону Турции.
Большинство гостей страны предпочитают курортную - с ухоженными пляжами, чистым воздухом и массой сувенирных безделушек. И все же магнитогорские студенты и преподаватели МГТУ в этом году отправились именно на юго-восток Турции, где больше заводов, чем отелей и яхт.
Здесь был Македонский
Сначала удивила температура - плюс сорок даже в тени - после хмурых дождей и прохлады магнитогорского лета. Город живет вполне мирной жизнью, но среди его основных достопримечательностей - памятник военным действиям. Ведь здесь много и долго воевали. Искендерун и появился в результате боев - после того как Александр Македонский победил персидского царя Дария Третьего. Персы превосходили армию Македонского в четыре раза, но потерпели поражение. Это случилось недалеко от горного прохода в Сирию и древнюю Иссу. Новый город так и назывался - Александрия-на-Иссе. Во времена римского правления он стал крупным торговым центром. Будучи частью Оттоманской империи - важнейшим портом, через который шли товары в Сирию, Персию и арабские страны. При французской оккупации, уже в XIX веке, город переименовали в Александретту. После вхождения в состав Турции он получил свое современное имя - по сути та же Александрия, только в турецкой транскрипции. И вновь слава пришла к нему как к одному из самых современных портов в мире. Правда, на этот раз обошлось без завоеваний. По мирному деловому соглашению его построили в Искендеруне магнитогорцы - вместе с металлургическим комплексом "ММК- Aтакаш".
Кто поедет за границу?
Процесс строительства и запуска нового завода давно интересовал преподавателей и студентов МГТУ. Было понятно, что все на предприятии делается на очень высоком уровне, с использованием самых современных технологий.
- У меня возникла идея свозить ребят на производственную практику, - признался профессор, доктор технических наук, декан химико-металлургического факультета Вахит Бигеев. - Стараюсь посещать и отечественные металлургические предприятия. Для обоюдного обмена опытом и для того, чтобы проводить учебный процесс на современном уровне. Решали, как это лучше сделать. А в марте на ММК приехал президент России Дмитрий Медведев, который отметил, что необходимо перенимать опыт передовых зарубежных предприятий. И поехали: кто-то же должен быть первым. Конечно, получили одобрение руководства комбината. И, главное, ректор МГТУ Валерий Колокольцев тоже счел эту поездку необходимой и своевременной.
Вместе с Вахитом Абрашитовичем руководил практикой студентов декан механико-машиностроительного факультета, доктор технических наук Алексей Корчунов.
- Студентов выбирали самым тщательным образом, по рекомендациям кафедр, - пояснил Алексей Георгиевич. - Среди практикантов оказались будущие металлурги, литейщики, прокатчики, механики, электроприводчики. Всего 14 человек. Кстати, многие студенты самостоятельно прошли дополнительную подготовку по английскому языку, что обеспечило им явное преимущество как в процессе неформального общения, так и при знакомстве с производственным процессом и технической документацией. В основном поехали те, кто перешел на пятый курс обучения. Каждый студент получил задание от преподавателей по сбору материала для курсового и дипломного проектирования.
Голубое небо над "Атакашем"
В Искендерун представители МГТУ приехали 22 августа. Их поселили в двухместных номерах со всеми удобствами на территории американского культурного колледжа.
- Ночь отдохнули после длинного пути по маршруту Магнитогорск-Уфа-Стамбул-Адана-Искендерун, а на следующий день за нами пришел заводской автобус, - рассказал Вахит Бигеев. - Первое, что удивило, - голубое небо над заводом. Знали, что комплекс экологически чистый, но все равно это показалось странным. Кстати, на побережье находится еще четыре металлургических предприятия. Такой кластер металлургических и сопутствующих заводов занимает десять-пятнадцать километров вдоль берега моря. Один из них, "Издемир", построен еще во времена Советского Союза и отличается заметными пылегазовыми выбросами. "ММК-Атакаш" выгодно выделяется на фоне других предприятий - чистый, красивый, презентабельный.
Гостей встречали директор ЗАО "ММК-Атакаш" Cергей Ушаков и его заместитель Василий Носов. Они рассказали о предприятии, его особенностях и перспективах развития на ближайшие несколько лет. Всего магнитогорцев на "ММК-Атакаш" несколько десятков. Они занимают ведущие посты. Это высококвалифицированные рабочие и инженеры. В основном, работники ОАО "ММК". Турки на них буквально молятся: базового образования по металлургической отрасли у подавляющего большинства местный жителей нет.
Соль не пройдет!
Руководили практикой начальник техотдела ЗАО "ММК-Атакаш" Анатолий Антипенко и менеджер Сергей Васильев. Они рассказали, каким образом все будет организовано, и гости отправились по цехам.
- Очень интересно в электросталеплавильном цехе! - говорит Вахит Бигеев. - Сверхмощная дуговая сталеплавильная печь. В Магнитке масса плавки 180 тонн, а там - 250. Склад для металлолома рассчитан на 70 тысяч тонн. Полноценная ковшевая обработка. Двухпозиционные агрегат "печь-ковш" и вакуматор, последний встречается нечасто. И изюминка завода - уникальный литейно-прокатный комплекс: двухручевая слябовая машина непрерывного литья соединена через нагревательные печи со станом горячей прокатки. Горячие слябы сразу поступают в двухканальную нагревательную печь, а после нее попадают на компактный листовой прокатный стан. С одной стороны ковш с жидким металлом, а с другой - рулоны металла. И все это очень компактно - всего 400 метров. Причем машина тонкослябовая. Толщина сляба - 70 и 50 миллиметров. Задействовано оборудование по дефектоскопии. Огрехи, если они есть, находят прямо в рулоне, разворачивать каждый из них не приходится. Часть горячекатаного и холоднокатаного металла в рулонах отгружается как товарная продукция. В сервисном центре - по существу это отдельный цех - некоторые рулоны режут на листы по размерам, необходимым для заказчиков. Значительный объем холоднокатаного металла отправляют на вторую площадку ЗАО "ММК-Атакаш" в Стамбул.
- Предприятие отличает высокий уровень автоматизации всех производственных процессов, - добавил Алексей Корчунов. - В частности с большим интересом студенты ознакомились с адаптивными моделями управления режимами прокатки на листовых станах предприятия, которые позволяют управлять производством в режиме реального времени с автоматизированных пультов. Специально для студентов механиков была организована встреча с механиком прокатного цеха, который рассказал об особенностях использования и обслуживания гидравлического привода на современных прокатных станах, ответил на многочисленные вопросы. Следует отметить современное, опять же компактное оборудование для цинкования и полимерного покрытия. Большое впечатление произвел цех по опреснению воды.
- Это пример нанотехнологий! - говорит Вахит Абдрашитович. - В литре воды Средиземного моря около 40 граммов соли. Под большим давлением, через специальные мембраны молекулы воды проходят, а солей - задерживаются. В полученной воде ее остается около пяти миллиграммов! Кстати, море металлургический комплекс тоже не загрязняет: цикл водоснабжения замкнутый.
Порт с гусеницами
Порт в Искендеруне тоже восхитил магнитогорцев.
- Это уникальный порт! - говорит декан МГТУ Вахит Бигеев. - И для нас, сухопутных людей, он был удивителен вдвойне. Он вынесен в море, благодаря чему в порту спокойно швартуются корабли с большим грузом - до ста тысяч тонн. Мы оказались здесь в один из первых дней практики и стали свидетелями того, как разгружаются огромные суда, с погрузчиками на гусеничном ходу - транспорт на рельсах здесь не используют. Мобильность грузоперевозок сумасшедшая. И бетон такого качества, что гусеничная техника даже царапины на нем не оставляет.
- Удивили и специальные автомашины фирмы KAMAG со сменными кузовами, которые, оказалось, могут перевозить груз весом до трехсот тонн. Весь заводской грузопоток обеспечивает шесть таких машин, - добавляет профессор Алексей Корчунов. - Две недели практики пролетели незаметно. Хочу, кстати, сказать спасибо референту-переводчику директора предприятия Елене Макаровой. Когда не могли объясниться, просто набирали ее телефон, и все проблемы мгновенно решались.
Кто следующий?
Преподаватели и студенты МГТУ вернулись домой в сентябре. И теперь к поездке готовится следующая группа.
- Ректор университета Валерий Михайлович Колокольцев решил сделать такую практику для студентов и стажировку для преподавателей отлаженной системой, - говорит Вахит Бигеев. - Начало положено. До конца этого года на "ММК-Атакаш" поедут еще пять преподавателей. Студентов будет около пятнадцати. В эту группу необходимо также будет включить будущих специалистов по автоматизации производственных процессов и тех, кто изучает электроснабжение и транспорт промышленных предприятий.
Договор между МГТУ и ЗАО "ММК-Атакаш" подписан на пять лет. За это время многие преподаватели и студенты успеют пройти турецкую практику.