Вот уж правдиво сказано в песне: широка страна моя родная. И хотя говорилось это о Союзе Советских Социалистических Республик, разве нельзя это применить к просторам России? Чтобы увидеть красоты Родины, нужно проехать тысячи километров. А можно потратить полтора-два часа и пешком обойти всю страну.
Своим появлением музей "Гранд Макет Россия" в Санкт-Петербурге обязан предпринимателю Сергею Морозову. Бизнесмен владеет туристической компанией и антикварным магазином. Имея два образования - техническое и культурологическое, сам себя в шутку называет инженером-искусствоведом. Несколько лет назад у Сергея Морозова появилась амбициозная мечта - создать подробный макет России в миниатюре. И он воплотил мечту в реальность.
Команда из ста человек строила макет шесть лет. И продолжает создавать, добавлять, а также ремонтировать. Каждый занимается своим делом: ландшафтники изготавливают траву и сажают деревья, железнодорожники управляют системой поездов, художники реализуют сценки в соответствии с техническим заданием. Работа интересная, за которую хорошо платят и обеспечивают социальный пакет.
Увидеть процесс создания деталей может каждый, ведь мастерская расположена в коридоре, по дороге на экспозицию. За стеклом лаборатории происходит настоящее таинство: один моделист завершает работу над вагоном, другой что-то паяет. Часть зданий и обстановки макетчики делают сами с нуля. Но львиная доля элементов - продукция компаний, производящих детали для макетирования. В основном марки немецкие - Faller, Vollmer, Preiser, Auhagen, Kibri. В Германии создание макетов - широко распространённое хобби. Единственная российская фирма, чьё оборудование использовано в макете, - "СвеТТофор". Компания производит действующие светофорные системы для копий железных дорог, и весь макет оснащён их разработками. Но немецкие исходники - это не более чем материал. Каждый автомобильчик, каждый человечек и тем более дом тщательно дорабатываются, порой по две недели, чтобы вписаться в ландшафт. Автобусы разбирают, чтобы посадить пассажиров, всё перекрашивают, наносят необходимые логотипы и обозначения.
Поскольку все детали мелкие, трогать макет руками не разрешено. Но об этом при входе напоминает не банальная надпись-правило, а юморная фигурка подростка, поставленного в угол, над которым висит объяснение: "Он трогал макет руками".
Конечно, на макете изображено далеко не всё, что есть в жизни, - это было бы невозможно. Но каждая область, край, республика имеют условное деление, это собирательный образ, на котором есть географические особенности, промышленность данной территории. Зоны макета гармонично перетекают друг в друга. Поскольку жизнь - это огромное количество различных остросоциальных, комичных ситуаций, их тоже можно наблюдать на макете.
На выставке представлена модель повседневной российской действительности, реализованной через множество мини-сюжетов
Житейские ситуации демонстрируют различные виды человеческой деятельности: труд, отдых, спорт, учёба, военная служба, дачная жизнь, путешествия, массовые гуляния и даже попытка побега из мест лишения свободы. Наземный транспорт представлен легковыми и грузовыми автомобилями разных типов, трамваями, автобусами, железнодорожными поездами, образцами сельскохозяйственной, строительной и военной техники.
Один из основных материалов, используемых для создания элементов экспозиции, - гипс, его истрачено около одиннадцати тонн. Как всё создавалось, от посетителей не скрывают: со всеми секретами можно познакомиться, внимательно почитав представленную информацию. Для создания ландшафта сначала устанавливаются деревянные рёбра, отражающие основные очертания будущей поверхности. Затем на натянутую по их верхней кромке металлическую сетку наносится увесистый слой гипса, который после застывания подрезается и шпатлюется до проявления окончательного очертания желаемого ландшафта. Потом художники-декораторы приступают к оформлению, выставляя ранее изготовленные деревья, кусты, траву. И здесь немало хитростей: например, для создания эффекта объёмной травы применяют электромагнитное поле, которое позволяет добиться вертикального роста травинок. В общей сложности на окончательное оформление одного квадратного метра поверхности макета уходит примерно месяц труда одного специалиста.
При первом же взгляде на макет отмечаешь, что огромная страна вдоль и поперёк пронизана железнодорожными артериями. Что же удивляться, если уменьшенная копия России потребовала целых два с половиной километра железнодорожных путей и больше 450 стрелочных переводов. Общее количество единиц подвижного состава - более 2700, из них 250 локомотивов и десять специальных чистящих поездов. Разнообразить движение помогают два револьверных обменника, служащих для хранения и смены составов, а также два поворотных круга, которые позволяют развернуть локомотив на 180 градусов. Максимальный перепад высот - один метр, чтобы его преодолеть, составу необходимо проделать путь в пятьдесят метров по спиральному подъёмнику. Большое внимание уделяется качеству материалов и сборки. Первый "Сапсан", появившийся на макете, проработал пятнадцать минут и задымился. А ведь для макета важно, чтобы поезда двигались часами. Каждый поезд наматывает по 40 тестовых кругов на испытательной линии.
Привести в движение какую-либо часть выставки может любой посетитель. Для этого достаточно нажать кнопку, когда она горит зелёным. Всё работает без запинки, но порой происходит "авария", и на место тут же вызывают ремонтника, который наводит порядок, отлаживает систему движения. Вся экспозиция просматривается, за каждой частью ведётся наблюдение. По центру зала расположен центральный пульт, оператор которого на четырёх десятках экранов наблюдает за ситуацией. Именно там сразу видны все неполадки.
Движение транспорта максимально приближено к реальности: машины и автобусы останавливаются на светофорах и остановках, мигают сигнальными огнями, меняют скорость движения, идут на обгон. Чтобы машины ездили без подзарядки и смены батареек, им сделали беспроводное питание, проложив под дорогами индукционные контуры. Благодаря инфракрасным датчикам миниатюрная техника ведёт себя почти как настоящая. Такой способ движения автомобилей на макете разработан и применён впервые в мире.
Начинать осматривать музей можно с любой точки. Но если это делать, как и поступает большинство, с центра против часовой стрелки, то тут же попадаешь на Уральский регион. Может, с моей стороны это было излишне патриотично, но какая-то гордость взяла: Урал и есть - центр России, основа его экономики. Отдельные части основной достопримечательности УрФО - металлургического комбината - угадывались, как писаные с натуры, с ММК.
Очень эффектно и реалистично смотрится смена дня и ночи с учётом часовых поясов. Действо происходит каждые 13 минут.
Это сделано с помощью 800 тысяч светодиодов: 300 тысяч на самом макете и полмиллиона под потолком. Они позволяют равномерно осветить всё макетное пространство, не создавая теней. В результате каждый посетитель может визуально оценить фантастический размер страны и понять, что разные часовые пояса позволяют одной части России жить утром, другой в это же время - вечером.
Водоёмы выполнены из двухкомпонентной смолы и выглядят весьма реалистично. На берегах - рыбаки, купальщики, по воде несутся катера и плавают большие корабли. На макете есть и настоящая вода. Например, фонтан около Центрального военно-морского музея в Питере работает по-настоящему, бьёт водными струйками. Санкт-Петербург и Москва со своими знаковыми достопримечательностями занимают на макете особое место.
Экспозиция требует обслуживания. Передвижение по ней - непростая задача. Уже законченные сцены, например, действующая угольная шахта или металлургический комбинат, детализированы очень высоко, и ступить там практически негде. Поэтому по макету распределены 160 люков, через которые можно выбраться, чтобы, например, счищать беличьей кисточкой пыль с элементов.
"Грант Макет Россия" - самая большая подобная экспозиция в стране и вторая в мире после Miniatur Wunderland в Гамбурге. Первых посетителей музей принял восемь лет назад. Больше года выставка работала в тестовом режиме только по выходным. Официальное открытие состоялось в День России в 2012 году. А уже через три месяца музей был ограблен. Шестеро неизвестных в камуфляжной форме, среди которых две женщины, проникли в музей, представившись сотрудниками правоохранительных служб. Затем они избили охранника, закрыли пятерых сотрудников музея, проводивших плановые работы, в подвале и после этого проникли в кабинет директора, вынесли оттуда сейфы с деньгами и записями камер видеонаблюдения. Директор музея Сергей Морозов сказал, что потеря денег не страшна, так как это была выручка за два дня, его больше волнует судьба видеозаписей - на них запечатлены многие работы по созданию макета России.
Три года назад специалисты музея "Гранд Макет Россия" больше полугода создавали фрагмент России для макета всего мира "Ворота Гулливера", который открылся в США. Основатели проекта поставили условие, что каждая страна создаёт свою часть макета, а потом их объединят в одно целое. Россия на макете мира представлена на сорока квадратных метрах и изображена в зимнее время. Маленькие деревья покрывали искусственным инеем, а для искристого снега понадобилось 45 килограммов специальных кристаллов. Зимняя красавица-Россия должна впечатлить весь мир, уверен создатель музея Сергей Морозов. Кстати, пустые места есть ещё и на стационарной экспозиции в Санкт-Петербурге. Так что даже если вы уже видели выставку, в следующий раз её всё-таки стоит опять посетить: будет возможность не только освежить полученные впечатления, но и увидеть что-то новое.