Еженедельная тематическая колонка о птицах Магнитки и окрестностей на основе репортажей из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества, орнитолога-любителя Игоря Деревскова.
Дорогие россияне! На нашем гербе, все мы знаем, – двуглавый орёл, который смотрит и на запад, и на восток. И правильно делает. А вот скажите, что это за орёл, какой вид? Я вам сразу скажу: ни на одном гербе мира нет абстрактных птиц, всё конкретные виды. Многие из вас даже про американский герб скажут, что у них белоголовый орлан. А у нас?
На нашем гербе – орёл-могильник. Именно он – символ нашего государства, так считают орнитологи. У орла-могильника такой же профиль, плоская голова, как у геральдической. У других орлов форма головы иная.
На Руси орла-могильника называли просто орлом. Только в XIX веке он получил отдельное видовое имя. Есть две версии, за что его так окрестили. Более реальная, на мой взгляд, – его часто можно увидеть сидящим на степных курганах, то есть на могильниках. По второй версии – за то, что он порой закапывает недоеденную добычу. При этом в Западной Европе его называют «солнечным», поскольку он любит охотиться на восходе, или «императорским» – это буквальный перевод его латинского названия Aquila heliaca. Сегодня российские специалисты выступают за то, чтобы и у нас дать птице одно из этих имён, более благозвучных.
Самая крупная популяция «державных» птиц обитает в России. А в Западной Европе «солнечные» орлы встречаются гораздо реже, и вот с чем это связано. Там могильник преследовался как вредный хищник, истребляющий в охотничьих угодьях зайцев, козлят, поросят, кабанов, пернатую дичь и домашнюю птицу. В России же считалось, что орла следует щадить как помощника земледельцев наших южных степей в борьбе с сусликами и другими грызунами.
В одном мы с вами абсолютно уверены: эта гордая птица обладает такими качествами и красотой, что на российский герб она попала заслуженно, а мы по праву гордимся нашим гербом.
Aquila heliaca – крупная хищная птица семейства ястребиных с длинными широкими крыльями и достаточно длинным, прямым хвостом.
Несколько впечатляющих цифр. Длина тела – 72–84 см, масса – 2,4–4,5 кг, размах крыльев – 180–215 см. Диаметр только что построенного гнезда в среднем составляет 120–150 см, высота – 60–70 см. В последующие годы гнездо заметно увеличивается в размерах, достигая 180–240 см в диаметре и 180 см высоты. В основании старого гнезда часто селятся другие, более мелкие птицы.
Орёл-могильник внесён в Красные книги – международную, России и других стран, Челябинской области – как уязвимый вид, численность которого может снизиться до критического уровня. Добыча запрещена. Охраняется в музее-заповеднике «Аркаим».
Этого красавца я снял буквально в двух шагах от заправки на Западном шоссе, возле знака черты города. Любуйтесь, цените, охраняйте.
P.S. Бонус для читателей сайта «ММ» – отрывок из путевых заметок о путешествии на Байкал. Полностью рассказ о путешествии с мн6ожеством удивительных фото – в телеграм-канале (12+) Игоря Деревскова и на его личной странице в социальной сети «ВКонтакте» (18+). Скоро на сайте и в печатной версии «Магнитогорского металла» – чудесные байкальские нерпы с человеческими выражениями лиц. А прямо сейчас поговорим о хищных птицах острова Огой.
Рассмешить Будду
Мы высадились на Огой, маленький необитаемый островок по соседству с Ольхоном. Туристическим объектом его сделала не так давно некая англичанка (по другой версии, бывшая иркутянка), установившая буддийскую ступу на верхнюю точку островка.
Ступа Просветления
Как всегда, стукнулись единство и борьба противоположностей: с одной стороны, возник притягательный туристический объект, а с другой – экологи заголосили о непосильной для экосистемы острова нагрузке – чаек стало меньше, суслики разбежались… Но я, как всегда, про птичек.
Представьте на семи ветрах остров – вытянутый, невысокий холм с километр длиной. И узкий. Голый, низкие травы, луговые цветочки, заячья капуста. Есть кусты и с десяток лиственниц. На узком пляжике и повыше на камнях прыгали обыкновенные трясогузки. Мы стали не спеша подниматься к той пафосной ступе, обилия птиц стоящая тишина не предвещала. Где-то через час, когда большая часть группы уже накрутила желаемое число босых оборотов вокруг артефакта буддийского культа, я пришел к важному открытию: кроме неинтересных чаек и уже примелькавшихся бакланов, никаких птиц, а тем более хищных, здесь нет. «Тут, видать, жрать совсем нечего, ни мышей тебе, ни сусликов».
Да! Ступа называется Ступа Просветления, и, как оказалось, совсем не зря. Просветленный тихо хихикнул, и над ступой, как из ниоткуда, возник некрупный ястреб, я даже спутал сперва с соколом.
Только я начал снимать, как следом появляется хищник явно покрупнее. И они степенно так кружат то ли над нами, то ли над ступой. Мистика! Только убедившись, что я удовлетворён снимками, обе птицы направились в сторону Ольхона.
Первая оказалась перепелятником, такого я уже снял накануне в Листвянке.
Ястреб-перепелятник
А вот второй красавец был канюк, но не привычный нам на Урале обыкновенный, а «бутео японикус» – восточный, или японский, канюк. Ну да, «наш» бурый «в рыжину», а этот – пепельно-серый, хотя и строение, и рисунок очень схожи.
Восточный, или японский канюк
Вот так, рассмешить можно не только нашего Всевышнего, но и его коллегу Будду.