Прилетев во Вьетнам, я в первый же день стал миллионером. В обмен на триста американских долларов мне вручили в банке шесть миллионов 240 тысяч донгов. Так именуется их национальная валюта.
На всех купюрах, выпускаемых здесь достоинством от 1000 до 500000 донгов, - портреты основателя социалистического государства Хо Ши Мина. Деньги - только бумажные. С мелочью вьетнамцы не возятся.
Признаюсь, поездку в далекую юго-восточную страну заранее не планировал. Спасибо жене, напомнившей об отпуске, который подкрался как-то незаметно. На дворе морозный декабрь. Божий страх - впереди еще целых три месяца стужи. Согласился с супругой: скроемся от колючей зимы хотя бы на пару недель на заморских теплых берегах. Впрочем, подобный побег из зимы в лето мы устраиваем не первый раз. Вкусность и прекрасность жарких путешествий трепетно хранит наша память о поездках в Таиланд, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, где избыток щедрого солнца, лазурного моря, удивительной природной экзотики и кулинарного эксклюзива. Эти загадочные дали почему-то лично меня манят больше, чем старушка Европа.
На сей раз турвыбор прагматичен. Вьетнам на слуху у любителей зарубежных путешествий. Это новая туристическая Мекка для россиян и магнитогорцев в частности, уже пресытившихся Анталией, Паттайей, Шарм-эль-Шейхом… Тем более что там чаще и чаще волнения, беспокойства, скандалы, трагедии. То автобус с туристами в пропасть загремит, то президента, возомнившего себя бессмертным фараоном, с трона в тюрьму упрячут, а еще алчные акулы норовят откусить у кого-нибудь часть тела. То ли от голода, то ли от нетерпимости, что всякие пришлые мутят воды и распугивают их традиционный корм.
Ладно. Здравствуй, неведанный Вьетнам, где, как уверяли побывавшие здесь соотечественники и земляки, все дешево. Цена путевок действительно доступная: гостиничный номер на двоих в трехзвездочном отеле с двухнедельным пребыванием и ежедневными завтраками обходится в сорок пять тысяч рублей. В эту стоимость входит и многочасовой авиаперелет из Уфы или Челябинска и обратно.
Мы отдыхали в Нья Чанге. Этот самый известный морской курорт Вьетнама с трехсоттысячным населением раскинулся на островах Южно-Китайского моря. Но сначала мы прилетели в аэропорт Камрань. Это военный аэропорт, построенный американцами. Гражданским стал после того, как заокеанские вояки убрались восвояси.
Многострадальный вьетнамский народ… Государство вьетов периодически меняло свои границы и официальные названия. Несколько раз подвергалось завоеваниям Китая и входило в его состав. Попадало в колониальную зависимость от Франции. В годы второй мировой войны его захватили японцы. Потом ужасы американских бомб и напалма, длительная всенародная война с партизанским характером.
Встать на путь строительства социализма помогал СССР. Но слепое копирование советской модели народного хозяйства обернулось серьезным экономическим кризисом. Под влиянием перестройки в Советском Союзе и реформ в Китайской Народной Республике вьетнамское руководство объявило о проведении "политики обновления". Она предусматривала постепенную и осторожную либерализацию социально-экономической жизни под строгим контролем государства и коммунистической партии, с сохранением формальных атрибутов социалистического строя.
Слом коммунистической системы в СССР, его распад, резкий переход России на рельсы строительства капитализма не приветствовались во Вьетнаме. Он пошел своим путем. Иными словами, сегодня здесь продолжают строить социализм, частично либерализовав экономику на капиталистический лад. Значительно расширены контакты с развитыми зарубежными странами. Ослаблен партийный контроль над всеми сферами общественной жизни. Главный контролер в стране - коммунистическая партия Вьетнама, правящая, являющаяся единственной политической силой в государстве, поскольку демократическая и социалистическая партии прекратили свое существование еще четверть века назад. Так что Вьетнам не только не мелочится, а и в демократию не играет.
Этот скучный исторический политэкскурс необходим, чтобы осмыслить и оценить, что же дает новая, складывающаяся, еще не устоявшаяся система развития в целом стране и каждому гражданину в отдельности.
Безусловно, глазами туриста трудно сделать серьезные выводы. Наши суждения основываются лишь на впечатлениях от атрибутов внешней жизни людей. По дороге из аэропорта в отель (от Камрани до Нья Чанга час езды) мы любовались красотами природы: бирюзовое море, кудрявые волны, бьющиеся о скалы. И ужасались нищете: узенькие домишки без окон с соломенными крышами с одной лишь входной дверью...
В городе дома покруче. Но крутизна эта относительная. Индивидуальные дома Нья Чанга преимущественно двухэтажные. Вверху, как правило, жилые помещения, первый этаж - место дела, которое кормит хозяев. Процветает мелкий бизнес. На каждом шагу магазинчики, массажные салончики, мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви, парикмахерские, мини-столовые, чайные, походные кухоньки.
По узким улочкам снуют юркие мотобайки и такси. Никаких правил дорожного движения. Уличная каша, в которой приезжий пешеход ощущает себя маленькой рыбкой, напуганной неожиданно появившейся стаей акул. В первые дни боязно было переходить улицы - вот-вот сшибут, но нас ловко объезжали удалые мотоциклисты и велосипедисты, улыбаясь и приветствуя. Мы останавливались лишь перед автомобилями, давая им возможность быстро проехать. Их, кстати, немного на улицах Нья Чанга. Наверное, поэтому они здесь короли дорог. Это у нас водители притормаживают перед пешеходами. Конечно, не по своей любви к нам. Жесткие правила: оштрафуют...
Продолжение следует.