Впервые в Крыму я побывала 15-летней девчонкой - с тех пор полуостров для меня сравним с первой любовью: так же много воспоминаний и ощущений, которые никогда не забудутся, поскольку всё было впервые.
Первое головокружение от вина из погребов Массандры - правда, всего несколько глотков, поскольку "выданы" были под бдительным контролем мамы. Первое ощущение себя привлекательной девушкой и первое приглашение на танец от совершенно незнакомого юноши в алуштинском летнем кафе, и навсегда теперь та самая песня Леонида Агутина "Я снова слушаю дождь" - одна из любимых. Потом мир открылся для россиян, - и все, в том числе я, устремились за границу. И вот больше чем через двадцать лет снова лечу в Крым. Правда, теперь уже я сама - в роли мамы.
В середине декабря поездка в Крым - затея почти авантюрная. Особенно, если это "бессветный" декабрь 2015-го. Но, во-первых, хотелось посмотреть на Крым, не отвлекаясь на море, и не мучиться от жары, блуждая по раскалённым каменным дворцам. Да и чисто журналистское любопытство взяло верх: в телевизионное "всё хорошо", в изобилии льющееся с центральных телеканалов, в силу профессии верилось с трудом. Хотелось самой увидеть, как они живут там, в Крыму, отгороженные от всего мира стеной враждебности. Подлили масла в огонь и недорогие билеты - десять с половиной тысяч в обе стороны на одного. Через пару дней после того, как билеты были куплены, пришло известие о повреждении ЛЭП и о том, что Крым погрузился во тьму. "Ну что ж, значит, будет ещё интереснее", - с таким настроем и отправились в уфимский аэропорт.
Справедливости ради замечу, от темноты мы подстраховались: выбирая для снятия квартиру (нужна была обязательно трёхкомнатная: по спальне для нас с сыном и родителей мужа, поехавших с нами, и общая гостиная), встречали варианты от полутора тысяч рублей в сутки, но остановились на варианте в две с половиной тысячи. Самым убедительным аргументом была фраза риелтора: "Квартира находится в самом центре города, прямо напротив здания горисполкома - поэтому у вас всегда будет свет". Парень не соврал: за все десять дней электричество "вырубилось" лишь однажды на пять минут - по причине того, что за стеной велась нешуточная стройка. Но не буду забегать вперёд.
В аэропорт решили ехать на собственной машине - и дешевле, и спокойнее, и удобнее. Для тех, кто не знает, после саммита БРИКС, прошедшего минувшим летом в столице Башкортостана, аэропорт Уфы претерпел грандиозное обновление, став таким же масштабным и удобным, как столичные "коллеги". Круглосуточные охраняемые стоянки - от 100 до 250 рублей в сутки в зависимости от удалённости от входа в терминалы. Работает и бесплатная - она самая отдалённая, но не критично, к тому же, также просматривается камерами видеонаблюдения. Говорят, ни одного угона и кражи, зато царапают при парковке часто. Правда, заполучить здесь местечко, как понимаете, - большая удача. Оставляем машину на платной стоянке за 150 рублей. 13-го декабря улетаем, вечером 23 декабря прилетаем - счёт за 12 полных суток. На наш недоумённый взгляд охранник ткнул в объявление на стене: началом суток считается полночь - даже если машину вы оставляете за десять минут до начала следующего дня, как это получилось с нами. Ну что делать - надо платить.
Перед тем как начать крымскую историю, отвечу ещё на один часто задаваемый вопрос от тех, кто только начинает путешествовать самостоятельно.
Сейчас авиасообщение построено так, что из любого города можно добраться в любую точку мира.
Просто рейс будет не прямым, а с пересадками, во время которых не придётся получать и перетаскивать багаж - оформленный в точке вылета, он "переезжает" с рейса на рейс автоматически. Вам даже не обязательно сразу по прилёту в транзитный аэропорт "нырять" в транзитную зону. Если до следующего рейса есть несколько часов, можно успеть погулять по городу. Полистайте сайт авиакомпании, услугами которой пользуетесь, - многие предлагают скрасить часы ожидания. К примеру, "Турецкие авиалинии" для тех, кто ждёт пересадки в Стамбуле семь и более часов, предлагают бесплатную экскурсию по городу с обедом или бесплатный отель для тех, кто сидит в аэропорту 12 часов и дольше. Мы летели из Уфы через столичный Домодедово. Почему из Уфы? Потому что из Магнитогорска рейс обошёлся бы втрое дороже…
В аэропорту Симферополя нас встретила тёплая солнечная погода, десять градусов выше нуля и заранее заказанный за две тысячи рублей трансфер, доставивший до Ялты. Можно было найти дешевле, но нам, пятерым, нужен был именно микроавтобус. Самая известная и длинная в мире междугородная троллейбусная линия от аэропорта Симферополя до Ялты (96 километров, проезд около 100 рублей на человека) сейчас не работает - и дело не только в отсутствии электричества: гонять пустые троллейбусы в "несезон" просто накладно. Таскать багаж по небольшим маршруткам неудобно - потому остановились на трансфере.
Добродушный водитель Андрей охотно отвечал на вопросы, которые мы жадно начали задавать ему: а как вы, а правда ли, а что теперь? Крымчане действительно сами приняли решение перейти в состав России, и рады этому были прежде всего простые люди, а не чиновники, боявшиеся потерять с приходом новой власти пост. Но и неудобства возникли сразу: сначала нехватка паспортов, потом бюрократические проволочки, в результате чего люди получали новые документы буквально сутками… Но тут уж все понимали, что дело не в России, а в местном, мягко говоря, неторопливом менталитете, о котором я ещё расскажу. Были и казусы: к примеру, поначалу решили, что в свободном ходу будут обе валюты: рубли и гривны, которым суждено уйти, что называется, естественным путём. Разумеется, стараясь избавиться от украинских денег, в магазинах крымчане расплачивались гривнами, а на сдачу просили рубли - расчёт в магазинах был по курсу Центробанка, что, как вы понимаете, выгоднее, чем в коммерческих банках. Но представьте: кассир принял гривны, просчитал сдачу, перевёл её в рубли - очередь в это время росла… К тому же, в Крым забыли прислать мелочь - у населения даже ходила шутка: мол, те, кто реформу затевал, живут так хорошо, что просто не знают о её существовании. Монеты, говорят, потом срочно прислали аж несколькими самолётами.
- Но это же всё мелочи, - улыбается Андрей, выезжая из Симферополя на трассу. - Главное, историческая справедливость восторжествовала: мы с Россией. У Крыма теперь ещё один праздник появился - годовщина воссоединения. Остальное переживём.
Половину пути в гору, затем перевал - и многокилометровый спуск. И вот перед нами очень синее Чёрное море и Медведь-гора (на языке крымских татар Аю-Даг) - один из символов Крыма, встречающий туристов.
Древняя легенда гласит, что когда-то Крым населяли огромные медведи. Как-то они нашли у берега разбитый корабль и маленькую девочку среди его обломков. Она осталась жить с медведями и выросла красавицей, любимицей грозных животных. Однажды медведи ушли на охоту, а к берегу прибило лодку, в которой лежал истощённый юноша. Девушка выходила его, они полюбили друг друга и решили уплыть на его родину. И вот, когда между лодкой и берегом легла морская гладь, земля задрожала от тяжёлой поступи вожака медведей. Опустил он морду в море и стал жадно втягивать воду, увлекая лодку обратно к берегу. Девушка взмолилась отпустить их - вожак сжалился. Но от горя так и лежал, высматривая среди волн лодку. Окаменело его могучее тело, шерсть превратилась в леса... Обожаю эту легенду. Может, потому что Аю-Даг действительно очень похожа на лежащего медведя. А может, потому что именно она открывает для туристов райский уголок - южный берег Крыма.
Продолжение следует.