В "ММ" я всегда с удовольствием читаю рубрику "Вокруг света". Но не помню, чтобы кто-то из туристов делился впечатлениями о поездке по городам, которые входят в Золотое кольцо России.
Хочется рассказать о путешествии в центр нашей Родины, который ничем не уступает мировым историческим центрам.
Дорожный экстрим
Неблизкий путь в полторы тысячи километров до Владимира мы преодолели за два дня на обычной маршрутной "ГАЗели". Как далеко вы ездите на маршрутке? Две-три остановки? До Банного? Поверьте: пятнадцать и даже сорок минут - это миг по сравнению с двумя сутками. За это время двенадцать студенток-путешественниц освоили все известные в йоге позы в положении "сидя", но, как ни странно, это не стало для нас испытанием.
Неудобства мы перенесли удивительно легко, может быть, потому, что за окном открывались, сменяя друг друга, потрясающие зимние виды: то горы, то степи, то леса. Мы проехали Башкирию, Татарстан, Чувашию, Нижегородскую область. А может быть, потому, что во время движения шла своя, неведомая нам жизнь со своим дорожным бытом. Например, когда чистишь картошку в едущей машине под аккомпанемент гитары, на вкус она становится особенной.
На территории Чувашии мы ощутили воспетую классиками "прелесть" российских дорог. Но старый асфальт был не единственным неудобством, который придавал дополнительный экстрим путешествию. На дорожных указателях был перепутан километраж: например, на одном читаем: "200 км до Владимира", а через час узнаем, что до него уже 300 км. Так что большую часть пути мы пребывали в неведении относительно сроков прибытия.
Но вот на горизонте огни заветного города. Вспыхнули в лучах заходящего солнца купола Успенского собора. После долгого пути вечерний Владимир показался нам волшебной сказкой: мы ехали по исторической части города, восторженно созерцая архитектуру XIX века, знаменитые Золотые ворота.
Позже мы узнаем, что сказочная красота центральных улиц всех русских городов, расположенных на основных туристических маршрутах, - это не только плод богатой фантазии архитекторов. Это еще и результат искусной подсветки и обыкновенной реставрации.
Поэмы из камня
Зимой во Владимиро-Суздальском заповеднике не толпятся туристы. В гостинице завтракаем и ужинаем только мы, хотя зал рассчитан более чем на 200 человек. На экскурсиях и в музеях безлюдно, зимой здесь редко встретишь даже японцев и немцев - наверное, самых вездесущих туристов в мире.
Первая наша остановка - в селе Боголюбово, пригороде Владимира, где находится знаменитый Свято-Боголюбский женский монастырь. Но главная здешняя жемчужина расположена в полутора километрах отсюда: маленькая церковь Покрова-на-Нерли, творение зодчих XII века. Церковь ласкала взор теплым, почти телесным тоном своих стен на фоне искрящейся снежной равнины, напоминая зажженную свечу.
Простившись с "белокаменной поэмой", как любят называть церковь Покрова экскурсоводы, мы отправились на центральную площадь Владимира, где стоят еще два шедевра владимиро-суздальских мастеров XII века: Дмитриевский и Успенский соборы. Последний до сих пор является действующим кафедральным храмом. По некоторым сведениям, он послужил прообразом Успенского собора Московского Кремля, который строился по проекту архитектора Аристотеля Фиорованти. Храм потрясающе красив! Но красота его не столько в выверенности форм или изысканности украшений, сколько в особой ауре сакральности, навеянной многовековой историей. Успенский собор был свидетелем всех событий русской истории. Каждый век по-своему его преображал, но служба в нем не прекращалась ни на день, за исключением нескольких лет советского периода, когда в нем размещался антирелигиозный музей.
Купола золотые, синие, зеленые…
Угадайте, о каком городе дальше пойдет речь? В нем нельзя строить здания выше трех этажей. В нем церквей, наверное, больше, чем жилых домов. В нем введен запрет на парковку машин. Когда вспоминаешь это место, невольно всплывают строки великого поэта: "Там русский дух… там Русью пахнет!" Это Суздаль. Город-музей. Город-сказка.
Суздаль заметно выделяется на фоне других провинциальных русских городов. Как и в столице, в нем всегда есть где остановиться и что посмотреть. Туристы со всех концов земли едут сюда, чтобы насладиться неповторимым колоритом допетровской Руси. Его создают, конечно, церкви. Когда мы любовались панорамой Суздаля, нам казалось, что ее вообще составляют одни только храмы. Причем каждый имеет свой особенный цвет куполов и уникальную историю. Например, в Покровский монастырь Иван Грозный заточил свою четвертую жену Анну Васильчикову. В этом же монастыре жила и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Гуляешь по узеньким улочкам города и по-настоящему проникаешься "русским духом".
А еще Суздаль гордится тем, что его архитектурные прелести любят и ценят российские и зарубежные кинематографисты: красивейшая речка Каменка, на которой стоит город, изумительные улочки и неповторимые дома дают возможность режиссерам снимать, что называется, "с натуры", не создавая специальных декораций. Особенно подходит суздальская архитектура для съемок исторических картин, фильмов-сказок, экранизаций литературных произведений, связанных с русской культурой и русским бытом. Помните "Женитьбу Бальзаминова"? Фильм снимали в Суздале.
Васнецов под штукатуркой
Поездка в Гусь-Хрустальный оказалась интересной по-своему. Конечно, этот город уступает по красоте Владимиру и Суздалю. В нем, пожалуй, только одна яркая достопримечательность - Георгиевский собор, "величественный памятник архитектуры конца XIX - начала XX веков", как представила его экскурсовод. В этот день экскурсия была очень познавательной. Мы узнали, что революция не пощадила этот храм: купола разобрали, а внутренние мозаики закрасили штукатуркой. Но в 80-е годы его реставрировали, штукатурку смыли, и под ней оказалась созданное по эскизу Васнецова прекрасное творение "О Тебе радуется Благодатная". В это же время собор стал музеем хрусталя, ведь Гусь-Хрустальный - старейший центр стекольной промышленности.
Мы познакомились с технологиями изготовления хрусталя. Возможно, и вам будет интересно узнать, что идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. Шедевры из хрусталя просто поражают. Особенно запомнились вазы, сделанные в технике Галле. Между прочим, каждая такая ваза стоит столько же, сколько автомобиль представительского класса.
Сейчас в экспозиции около двух тысяч экспонатов - богатейшая коллекция образцов массовой продукции Гусь-Хрустального завода, начиная со второй половины XVIII столетия и до наших дней, а также уникальные авторские работы гусевских художников стекла. Уникальность их в том, что из хрусталя невозможно сделать две одинаковые поделки. Художник всегда работает "впервые".
После поездки в Гусь-Хрустальный нам даже во сне снились бесконечная череда красивейших ваз, причудливые фигурки животных и птиц, бокалы, кувшины, сервизы. Все это кружилось, переливалось всеми цветами радуги и нежно звенело.
В завершение хочется поблагодарить туристическо-экскурсионный клуб "Странник", который организовал путешествие, и профком МаГУ, предоставившйи студентам льготные путевки. Путешествие по Золотому кольцу России превратило наши студенческие каникулы в незабываемую сказку.