К тому времени молодая телекомпания, принадлежавшая комбинату, была лидером по рейтингу среди зрителей - чего стоили только эксклюзивные съёмки с комбината и трансляция хоккейных баталий "Металлурга". Новости городские, комбинатские, актуальное интервью - полный и даже солидный набор любого провинциального канала. Но директор "ТВ-ИН" Валерий Намятов, всегда отличавшийся неугомонностью и творческим непокоем, хотел обновлений. Новая программа, по мнению Валерия Ивановича, должна была не просто украсить эфир телеканала, но и стать лакмусовой бумажкой, высвечивающей жизнь простого человека - со всеми её радостями и горестями, в которых зачастую виноваты коммунальщики, чиновники и прочие...
Прекрасным примером такой программы на столичном телевидении была "Времечко", выходившая в эфире ТВЦ, - в то время она гремела по всей стране, открывая филиалы в крупных областных городах. Намятов решил: быть проекту и в Магнитогорске.
- Да, помню, когда Валерий Иванович пришёл и сказал: "Начинаем готовить новый проект", - рассказывает заместитель директора телекомпании "ТВ-ИН" Алексей Сальников. - Около года шли переговоры с "хозяйкой" проекта телекомпанией АТВ, поставившей жёсткие условия: в каждом городе "Времечко" должно быть идентичной столичному проекту до мелочей - от оснащения студии до профессионализма сотрудников. В Москву учиться поехал оператор Вячеслав Гусев, выступивший продюсером магнитогорского "Времечка", мы - а я стал первым руководителем магнитогорского "Времечка" - в это время готовили всё здесь.
Выпускающий редактор газеты "Магнитогорский металл" Евгений Наумов на тот момент был перспективным журналистом отдела новостей "ТВ-ИНа": прошёл обучение в телешколе ВВС, делал сюжеты. Под новый проект он подходил как никто: лёгкий искромётный юмор, "подвешенный" язык, грамотная речь - для прямого эфира "самое оно". Перейти во "Времечко" - а специальный отдел сотрудников, занимающихся только этой программой, был одним из требований АТВ - согласился сразу, с головой окунувшись в процесс подготовки, встречался с претендующими на роль будущих коллег. Люди шли тысячами, всем хотелось попасть в эфир - даже индусу, который почти не говорил по-русски. Но были и готовые к эфиру представители. Среди них оказалась и Лариса Копытова - ныне Анисимова, она теперь возглавляет отдел производства видеопродукции "ТВ-ИН" и ведёт авторскую программу "Бюро ремонта".
- Увидела по телевизору объявление о наборе молодых женщин в возрасте от 25 лет - я, студентка журфака МаГУ, уже не подхожу, но пришла - хотела посмотреть на телекомпанию, в частности, на Олега Фролова (тогда журналист "ТВ-ИН", ныне главный редактор газеты "Магнитогорский металл" - Прим. авт.), уж очень он нравился мне на экране, - хохочет Лариса. - Но меня взяли. И понеслось: каждый день сотни звонков, встречи, съёмки, разработка темы, переговоры с ответственными лицами. Приходили на работу к десяти утра, уходили поздним вечером - прямой эфир тогда начинался в половине девятого вечера. При этом днём надо было умудриться сбегать в институт - педагоги не давали поблажки студентам, даже если мы работали по профессии. Как всё успевала - не знаю, наверное, это возможно только в молодости. Если бы сейчас кто-то предложил нечто, чего никогда не делала, первым делом кинулась бы читать литературу, разговаривать с профессионалами. Тогда всё казалось игрой - будто не с тобой происходит. Терять, по сути, было нечего - потому делали всё по максимуму, жили программой.
Сегодня Елену Тимофееву телезрители "ТВ-ИНа" знают как автора и ведущую "Фабрики рукоделия" - вот так удачно переплелись в её жизни профессия и увлечение. Телевидением она грезила с 12 лет - тогда страна фанатела от Леонида Парфёнова и телеканала НТВ - нового, острого, динамичного.
- Очень нравилась программа "Сегоднячко" с Львом Новоженовым, и я точно знала, что буду только тележурналистом, - вспоминает Елена. - Когда брат поехал в Москву, чуть ли не приказала ему погулять возле телецентра "Останкино" и, если увидит кого-то с НТВ, взять для меня автограф, даже тетрадку дала - ой, какая дурочка (хохочет). Он честно погулял, никого не встретил, а везти подарок сестре надо - и он купил в тамошнем ларьке книжку "Внимание: съёмка!" - о съёмках какой-то детской программы, которую не видела никогда. Перечитала её, помню, раз 15 и, придя на третьем курсе на практику в телекомпанию "ТВ-ИН", уже точно знала, как делать интервью, чем начинать и заканчивать сюжеты, что излагать короткими простыми фразами, - мне предложили остаться на "ТВ-ИНе", а через полгода началось "Времечко".
За неделю до пилотного эфира в Магнитогорск прилетел десант столичного "Времечка". Им всё понравилось - и оборудование, принципиально новое, под прямые эфиры, и подготовка журналистов. Первый эфир вели совместно с москвичами - потом их отпустили в свободный космос. Говорят, это были годы счастья, полного погружения в работу и огромной журналистской школой.
- Представь: в прямом эфире отвечаешь на вопросы телезрителя, в одном ухе в наушнике у тебя готов к выходу в эфир второй зритель, во второе ухо редактор подсказывает, если что-то не так, в это время, пока ты на картинке экрана, напарница-ведущая принимает третий звонок и объясняет зрителю технические тонкости. И надо выводить сюжет, и дать вводную под него - ух, одним словом! - ностальгически улыбается Андрей Рыжков, который и сегодня нет-нет да и проведёт "Времечко", но больше занимается исторической программой "Миг".
Когда "Времечко" в столице изжило себя и его убрали из эфира, в Магнитогорске программа всё ещё была настоящей народной, в которую обращались как в последнюю инстанцию. И четвёртая власть делала так, чтобы во дворах латали дороги и устраивали парковочные карманы, вывозили мусор и пересчитывали квитанции за непредоставленные услуги. Иногда снятые сюжеты не выходили в эфир: увидев во дворе съёмочную группу "ТВ-ИН", коммунальщики в считаные часы устраняли проблему.
- В магазины, трамваи и прочие общественные места невозможно было зайти - все бросались с просьбами и жалобами, - улыбается Алексей Сальников. - Меня и сейчас узнают, а уж тогда… Чёткая установка коллектива: не отмахиваться ни от одного, пусть даже назойливого просителя - профессия обязывает, репутация телекомпании, которую представляешь. И с огромным удовольствием общаюсь с людьми по сей день - собственно, чем я сложнее их самих? Так что, даже если нет времени - дай телефон, назначь время и место встречи.
К десятилетию магнитогорского "Времечка" антураж студии изменился - многочисленные телеэкраны за спиной телеведущих сменила электронная панель, на которую выводили виды города в режиме онлайн. Постепенно изменился и формат "Времечка". Во-первых, расформировали штат отдела - программу соединили с отделом новостей, так что делать программу теперь мог каждый сотрудник "ТВ-ИНа", и каждый привносил свои новшества. Во-вторых, социальные сети обзавелись пабликами, в которых каждый может высказать своё отношение к чему угодно, похвалить и поругать, и для этого не нужно дозваниваться в прямой эфир. Да и телевидение, особенно региональное, сейчас больше озабочено скорой цифровизацией и решением в связи с ней вопросов собственной выживаемости.
Магнитогорское "Времечко", тем не менее, существует и так же выходит в прямом эфире три раза в неделю. Просто динамика и интерактив уступили место гостю в студии, и освещение темы программы происходит без помощи телезрителей, зато более обстоятельно и с компетентным человеком.
- Права пословица: в одну реку дважды не войти, время диктует свои правила, - говорит Юлия Горшкова, которой приходится наиболее часто вести современный формат программы "Времечко". - Интерактив никуда не делся. Зрители по-прежнему могут звонить, и я люблю общение в прямом эфире.
Это немудрено: до того как прийти на "ТВ-ИН" восемь лет Юлия Горшкова - тогда Борисова - завораживала всех своим голосом в эфире радио "Люкс". Так что прямой эфир для неё - вообще не проблема. Правда, признаётся: ощущения на телевидении более яркие, после эфира адреналин так захлёстывает, что может по дороге домой на эмоциях и на красный "проскочить".
Согласен с Юлией Горшковой и Евгений Змановский - он режиссёр "Времечка" уже одиннадцать лет и другой работы себе не желает, хотя когда-то мечтал работать со звуком - для этого и пришёл на "ТВ-ИН". Интересный факт: в прямом эфире работают всего двое - ведущий и гость, иногда ведущих двое. А за кадром их работу обеспечивают пятеро: режиссёр, ассистент режиссёра, двое инженеров, оператор - он же постановщик света. Женя здесь главный - от него зависит картинка, смена крупных и общих планов. Не церемонясь, может в прямом эфире "шепнуть" в наушник ведущему, чтобы "вернулся" к гостю, если вдруг отвлёкся взглядом, напоминает, сколько осталось до конца эфира, чтобы ориентировался и выстраивал в связи с этим речь. Но и он иной раз превращается в обычного зрителя - если в эфире интересный гость.
- У нас в студии и тигры были, и попугаи, и обезьяны с питонами, - улыбается Евгений, который, несмотря на профессию, называет себя для "Времечка" человеком маленьким, незаметным. - Приходили музыканты, исполняли свои песни - это сложнее: и планов больше, и со звуком забот побольше. Прямой эфир, конечно, проходит на кураже: всегда выше ответственность. Тем более, когда понимаешь, что "Времечко" - единственная программа в Магнитогорске, выходящая в прямом эфире. Разве что ещё хоккей, но это другая история.
Кстати, об истории. Как бы то ни было, "времечковцы" признаются: скучают по всеобъемлющему интерактиву. Потому что это - единственный способ услышать человека здесь и сейчас и тут же помочь решить проблему - может, даже одним прямым эфиром, самой возможностью дозвониться и высказаться на весь город. И терять звание самой народной программы "Времечко" не собирается. Так что в новой цифровой эпохе, которую сейчас телевидение активно настраивает по всей стране, "Времечко" также предстанет в новом формате, но со старыми задачами: помогать людям. Так что, полёт нормальный.