Отправляясь в гости к заслуженному учителю РСФСР, который сегодня отмечает столетний юбилей, волновалась: как построить разговор, о чём спросить человека, за плечами которого вековая история? Но все волнения оказались напрасными. Сергей Александрович – подтянутый и элегантно одетый – выглядел «на все сто», но при этом значительно моложе своих ста. После краткого знакомства завязался разговор – увлекательный и непринуждённый. Даже не верилось, что передо мной очевидец самых важных событий, происходивших в стране в последнее столетие. Но факты – вещь упрямая.
Сергей Колобов родился в 1922 году в деревне Змеево, в крестьянской семье. Жили своим хозяйством, вспоминает Сергей Александрович, занимались кожевенным ремеслом, держали небольшую мастерскую, куда иногда нанимали помощников. В 1931 году семью внесли в списки зажиточных, раскулачили и выслали на Урал. Так Колобовы оказались в Магнитогорске, в одном им из общих бараков посёлка Старосеверный.
– Сначала выслали папу, а потом и нас, – вспоминает Сергей Александрович. – Детей в семье было пятеро – четыре мальчика и девочка. Когда приехали на Магнитострой, мне исполнилось восемь лет. В бараке, где нас поселили, стояли нары в три ряда, посреди – поддерживающие крышу столбы. Рядом с нами ютились другие семьи. Так и жили – друг у друга на виду. Потом спецпоселенцам выдали стройматериалы, и они стали строить комнаты в бараках. У нас появился свой закуток с небольшой печкой. Папа сначала работал на кирпичном заводе, потом бетонщиком на бетонитовом комбинате, мама трудилась на песчаном карьере, возила песок на платформе.
В сороковом году главу семейства Александра Егоровича Колобова арестовали по чьему-то навету. Осудили по 58-й статье и приговорили к семи годам исправительно-трудовых лагерей. Домой он больше не вернулся, и дальнейшая судьба его по сей день остаётся загадкой для родных. В тот день, когда его увели, всем пришлось резко повзрослеть, признаётся Сергей Александрович. Один из братьев, окончив десятимесячные педагогические курсы, был направлен на работу в Челябинск. Сергей принял решение поступать в институт.
Педагог
– Сначала учился в 10-й школе на четырнадцатом участке, потом в 47-й – в районе старого железнодорожного вокзала, – вспоминает Сергей Александрович и показывает свою ученическую тетрадь по тригонометрии, исписанную каллиграфическим почерком. – Больше всего любил математику и физику. Эти предметы нам преподавал прекрасный учитель Николай Иванович Мозговой. Он заочно учился в московском университете и, когда уезжал на сессию, давал нам учебник Рыбкина, по которому мы занимались на каникулах. В этой тетради – почти все решения к тому задачнику, за исключением двух или трёх номеров. Помню, Николай Иванович вместо оценки написал: «Два процента нерешённых задач». После окончания школы рассматривал два варианта – индустриально-технический институт и профессию строителя, педагогический институт и учительскую стезю. В результате решил стать педагогом и поступил на физмат. И вновь повезло с преподавателями. В то время в Магнитогорск были эвакуированы профессора из крупнейших вузов страны: Арнольд, Вотеркампф, Ленский, Финкельштейн – так что мне посчастливилось учиться у великих педагогов. Окончив институт в 1944 году, получил предложение от московского профессора Капустина из ЦЗЛ комбината поработать в заводской лаборатории. Но отказался и устроился в свою же 47-ю школу учителем физики и математики. Директором в то время была Лидия Константиновна Песенникова. Как прививал ученикам любовь к этим сложным предметам? Собственным примером. Я сам очень любил физику и математику, и моё отношение передавалось ребятам. Советовал им читать книги об известных учёных и изобретателях, проводил физические опыты, изготавливал вместе с детьми недостающие приборы прямо в школьных мастерских.
Педагогический стаж Сергея Александровича Колобова – без малого 43 года. За это время он успел поработать в школах № 47, 55 и 56, где о нём до сих пор вспоминают с огромным уважением. Более четверти века Сергей Колобов преподавал физику в школе № 56. В продолжение учебной программы организовал кружок по техническому моделированию и вместе с учениками изготавливал действующие модели, которые демонстрировались на выставках в Челябинске, Москве и Ленинграде. На одной из московских выставок воспитанники Колобова произвели настоящий фурор, представив макеты тепловой электростанции, гидростанции и шлюзов, модели электровоза и шагающего экскаватора, управляемые радиомодели марсохода и робота «Фёдор-3», выполняющего множество функций.
«Его отличали чуткость, внимательность и доброжелательность. Сергей Александрович был совестью педагогического коллектива, поэтому его избирали членом месткома, общественным инспектором по охране и безопасности труда. Трижды – депутатом горсовета. С 1975 года он входил в рабочую группу по аттестации учителей при районо и всегда с честью справлялся с общественными поручениями, – вспоминала бывший завуч школы № 56 О. С. Васильева. – Во время уроков главное внимание Сергей Александрович уделял стимулированию активной мыслительной деятельности учащихся, для чего использовал приём создания проблемной ситуации. Ребята проводили два–три опыта, восстанавливая ранее полученные знания, а затем шаг за шагом самостоятельно приходили к малым открытиям и осмыслению законов физики. Этой работе было подчинено оснащение кабинета физики. С помощью кружковцев Сергей Александрович создал оптико-проекционный «стол», который состоял из киноаппарата, эпидиаскопа, проекционного фонаря и волновой ванны. Все установки можно было использовать в режиме дистанционного управления. Универсальный щит электропитания позволял подать к столу учащегося любое напряжение, что давало возможность ученикам самостоятельно выполнить практическую часть программы в полном объёме. Робот «Федя», изготовленный в 1976 году, использовался при изучении темы «Электромагнитные волны и радиосвязь», а радиотелеуправляемые модели ракетной установки вездехода – при изучении темы «Фотоэффект».
Художник
Пятиэтажка на улице Грязнова, где уже почти шестьдесят лет живёт Сергей Колобов, утопает в зелени. Высоченные – вровень с домом – деревья посажены руками первых жителей дома.
– На месте наших домов был пустырь, – рассказывает Сергей Александрович. – Улица Грязнова строилась на моих глазах. Поначалу трамвайной линии и тротуаров не было, ходили по грязи. До школы и обратно чаще всего добирался пешком.
Много лет Сергей Александрович находится на заслуженном отдыхе, но он по-прежнему бодр и активен. Ещё не так давно он откликался на приглашения учеников и коллег и с удовольствием участвовал в общественной жизни школы и города. В последние годы подводит зрение, отмечает учитель, поэтому пришлось отказаться от одного из любимейших занятий – рисования. Родом оно из барачного детства. Именно тогда он нарисовал свою первую картину. Холст изготовил самостоятельно – распорол старый мешок, натянул ткань на раму и загрунтовал. Масляные краски и кисти купили родители. С того и пошло. За сто лет в квартире Колобовых собралась целая коллекция пейзажей и натюрмортов. На одной из картин – утопающие в снегу бараки посёлка Старосеверный.
– В судьбе папы отразилась судьба страны, – отмечает младшая дочь
Сергея Колобова Ольга Андросенко. – Коллективизация, раскулачивание, переселение, репрессии, война, реабилитация. Но он всегда относился к жизни с позитивом, а к людям – с добром.
Легенда
Сегодня, 26 августа, Сергей Александрович отмечает свой сотый день рождения, а 27 августа неподалёку от курорта «Абзаково» состоится открытие единственной на Южном Урале обсерватории, которая будет носить его имя.
– Я преподавал не только математику и физику, но и астрономию, – приоткрывает Сергей Александрович завесу тайны. – Неподалёку от нашей школы был пустырь, и мы с ребятами часто приходили туда с телескопом, рассматривали звёзды, планеты, луну. Двое из моих учеников – Серёжа Ваганов и Юра Калякин – и построили эту обсерваторию. В будущем они планируют проводить там курсы для школьников и студентов – для более углублённого изучения космического пространства. Очень интересно посмотреть, что же у них получилось.
Прощаясь с Сергеем Александровичем, не удержалась от вопроса: в чём, по его мнению, заключается секрет долгожительства?
– Нет никакого секрета, – улыбается учитель. – Нужно больше двигаться, ходить, зарядкой заниматься и меньше злиться. Я – счастливый человек, и счастье заключается в моих детях.