Сегодня служба "особо оперативного реагирования" медсанчасти АГ и ОАО "ММК" включает в себя несколько профильных подразделений - общую реанимацию, кардиореанимацию и анестезиолого-реанимационное отделение для нейрохирургических больных, которому недавно исполнилось пятнадцать лет.
Его врачи обеспечивают как анестезиологический процесс в нейрохирургической операционной, так и сугубо реанимационные мероприятия.
- Количество "наших" пациентов выросло в переходный период девяностых годов прошлого века, отмеченный социальной нестабильностью и, как следствие, увеличением черепно-мозговых травм. Отделение общей реанимации уже не справлялось с большим объемом задач, да и сама специфика требовала целенаправленно подготовленных специалистов, которые могли оказывать необходимую помощь, - рассказывает заведующий анестезиолого-реанимационным отделением для нейрохирургических больных Виталий Покровский. - И было открыто наше отделение, сначала на шесть коек, потом на девять - они почти всегда заняты. Во всем городе среди родственных подразделений только одно больше - отделение общей реанимации медсанчасти: оно рассчитано на двенадцать мест.
В нейрореанимацию пациентов чаще всего привозят на скорой, с травмой или патологией головного и спинного мозга. Большинство после "пьяных" и бытовых травм, дорожных аварий, единицы поступают после тяжелых операций, несчастных случаев на производстве. Иные задерживаются в отделении и до нескольких месяцев: больные с повреждением мозга восстанавливаются дольше, чем пациенты общих реанимаций. Здесь нет "выписных": после стабилизации жизненных показателей и вывода из тяжелого состояния больного передают нейрохирургам на долечивание и реабилитацию.
За год около пятисот человек получают высококвалифицированную медицинскую помощь в нейрореанимации медсанчасти на первоклассном оборудовании. В отделении, к примеру, функционируют аппараты ведущих мировых фирм из Германии и США - "Дрегер", "Пуритан Беннет". Все с компьютерным обеспечением режимов вентиляции: это не просто вдувание воздуха, сложный механизм позволяет приспособить и адаптировать аппарат к больному.
- Нашей оснащенности могли бы позавидовать многие реанимационные отделения не только города, - убежден Виталий Покровский. - И это заслуга главного врача медсанчасти Марины Шеметовой: вместе с руководством ММК она планомерно заботится о развитии больницы. Комбинат помог закупить современное оборудование: нашим пациентам служат уникальные аппараты искусственной вентиляции легких стоимостью до 60 тысяч евро.
Медсестры этого отделения профессионально растут быстро: специфика требует постоянного совершенствования, каждую неделю идет обмен опытом на медицинских конференциях. Они активны и по жизни. Тон задает старшая медсестра Наталья Ермошина - в прошлом финалистка конкурса "Жемчужина-2003", нынче в Челябинской академии получает медсестринское высшее образование. Треть сестринского коллектива - с высшими категориями, молодежь после училища приходит под крыло к заслуженным ветеранам с высшей категорией. Уважение снискали Инесса Чеусова, Айгуль Кунсбаева, Олеся Наумова, Елена Москалева, Светлана Евдокимова, Эльвира Хамидулина, Татьяна Пенкина, Галина Дружинина, Альбина Дьяконова и другие сотрудницы, заботливая сестра-хозяйка Татьяна Шнякина. Персонал из нейрореанимации везде принимают с распростертыми объятиями: не зря многие сестрички вышли на "старшинство" в кардиореанимацию, анестезиолого-реанимационное отделение оперблока, диагностический центр.
Кто должен и может работать в реанимации? Талантливый человек врач-анестезиолог Валерий Посядо мудро и точно сказал о медсестрах. Его фразы стали крылатыми. "В отделении реанимации сестра - глаза, уши и руки, а врач - мозг отделения". "Если нет хороших сестер, нет и реанимации". "Медсестра реанимации должна обладать высокой надежностью, которая складывается из знаний, честности и способности спросить, если не знаешь". "В реанимации есть мгновения, когда сестра должна быть сверхбыстрым роботом-исполнителем. Сестрой такого отделения нельзя стать, если у тебя нет достаточной ловкости, умения быстро думать руками, если, как говорят хирурги, у тебя обе руки левые". "Сестра-реаниматор должна быть оптимистом по характеру, легкой на подъем, способной подавлять в себе раздражение".
- Работа в реанимации изматывает душу, и привыкнуть к ней невозможно. Многие уходят. Остаются влюбленные в этот тяжкий труд и в тяжелых больных. Что заставляет сестру пятнадцатый раз в день перестилать постель, десятый раз обрабатывать пролежни, сто двадцатый раз в сутки тщательно измерять давление безнадежно больному? Меньше всего сюда подходят слова героизм и романтика. Скорее всего, подойдет старинное слово - милосердие. Сестра милосердия. И еще: помогает реаниматору внутренняя уверенность в том, что ты в деле. Одни сеют хлеб, другие строят дом, варят металл... А ты спасаешь людей, хотя не так часто как хотелось бы, - заключает Валерий Посядо.
У Валерия Константиновича опыт, чутье профессии, дар учителя. Когда-то заведовал общей реанимацией, сейчас - анестезиолог в оперблоке, продолжает дежурства в нейрореанимации…
В отделении анестезиологии и реанимации для нейрохирургических больных всего четверо врачей, но каждый - с именем. Вместе с заведующим Виталием Покровским трудятся Аркадий Захаропуло, Эльдар Шаяхметов, Игорь Сычев, недавно защитивший кандидатскую диссертацию по фармакологии. За общее дело радеет стабильный коллектив медсестер, в котором новички живут по примеру стажистов.
И такой факт: если раньше в нашем представлении санитарка "выглядела" исключительно бабулей, то сегодня младший персонал по уходу за больными молодые девчата лет двадцати-тридцати. И хотя режим неимоверно напряженный, каждая, как стойкий солдатик, борется за жизнь пациента, дорожа профессией и уважением, оставаясь среди дружных коллег на долгие годы.